Определение эксплуатационных свойств АТС (автомобиль ЗИЛ 433100), страница 7


1.4.  Определение минимального тормозного пути.

Величина минимального тормозного пути при экстренном торможении является одним из важнейших и строго нормированных показателей работы транспортного средства. Теоретическое значение этого параметра определяется следующим образом:

где:

S0—длина тормозного пути, м;

V0—начальная скорость торможения, м/с;

В справочных данных указан тормозной путь со скорости V0=60 км/ч, однако по ГОСТ 25478-82 для всех типов АТС V0=40 км/ч. Принимаем V0=60км/ч для получения возможности сравнения расчетной величины тормозного пути со справочной.

Переведем значение V0 в расчетные единицы:

60 км/ч =(60·1000/3600)=16,667 м/с;

τр—время реакции водителя, с;

Примем τр=0,8 с;

τс—время запаздывания срабатывания тормозного привода, с;

Данный тип АТС оснащен барабанными тормозными механизмами с пневмоприводом. Величина τс для такого устройства находится в пределах: 0,2÷0,4 с;

Принимаем среднее значение τс=0,3 с;

τн—время нарастания замедления, с;

Для грузовых автомобилей с пневмоприводом тормозов τн=0,15÷1,5 с;

Принимаем среднее значение τн=0,82 с;

φ—коэффициент сцепления;

Необходимо рассчитать величину тормозного пути при коэффициентах φ1=0,2; φ2=0,4; φ3=0,6 соответствующих разным дорожным условиям.

1.5.  Определение расхода топлива.

Контрольный расход топлива для заданной марки автомобиля при полной загрузке и движении с постоянной скоростью определяется следующим образом:

где:

ρт—плотность топлива, кг/л;

Плотность дизельного топлива составляет 0,825 кг/л;

Vа—установившаяся скорость движения, при которой определяется контрольный расход топлива автомобилем, м/с;

ГОСТ 20306-90 утверждает контрольную скорость движения для автомобилей с полной массой свыше 3,5т равную 60 км/ч;

ge—удельный расход топлива двигателем АТС, гр./(кВт·ч);

где:

gN—удельный расход топлива при максимальной мощности, гр./(кВт·ч);

где:

ge min—минимальный удельный расход топлива, гр./(кВт·ч);

Для АТС с дизельным двигателем ge min находится в диапазоне: 195÷230;

Принимаем для расчетов средне значение ge min=212,5 гр./(кВт·ч);

kи—коэффициент, учитывающий влияние на расход топлива степени использования мощности;

где:

A, B, C—коэффициенты характеризующие влияние на расход топлива степени использования мощности у дизельных двигателей;

A=1,70;

B=2,63;

C=1,92;

и—степень использования мощности двигателя;

где:

Ne0—мощность двигателя по внешней скоростной характеристике для частоты вращения ne0 соответствующей контрольной скорости Vа на высшей ступени коробки передач, кВт;

При Vа=60км/ч, или Vа=16,667 м/с ne0=1768,760 об/мин;

При ne0=1768,760 об/мин Ne0=93,734 кВт;

При Vа=16,667 м/с ψ=0,024;

kч—коэффициент, учитывающий влияние на расход топлива частоты вращения коленчатого вала;

A1, B1, C1—коэффициенты характеризующие влияние на расход топлива частоты вращения коленчатого вала для всех типов двигателей;

A1=1,23;

B1=0,79;

C1=0,56;

Выводы:

В ходе проведенных вычислений были определены следующие эксплуатационные показатели такого транспортного средства, как ЗИЛ 433100:

— минимальный тормозной путь автомобиля со скорости   60 км/ч составляет 48,773 м;

— контрольный расход топлива при движении с постоянной скоростью равной  60 км/ч составляет 31,488 л/100 км;

— максимально возможная скорость движения равна 18,865 м/с или 67,914 км/ч.

Значения указанных величин применительны к полностью загруженному автомобилю, исключение составляет длина тормозного пути, теоретически не зависящая от степени загрузки АТС.

Построены следующие зависимости:

— внешняя характеристика двигателя;

— тяговая диаграмма;

— динамическая характеристика.

Сравним полученные показатели со справочными:

Таблица 12.

Расчетные данные

Справочные данные

Vmax, км/ч

67,914

95

S0, м

48,773

36,7

Qm, л/100 км

31,488

18,4