Роль и функции маркетинга в современной экономике. Субъекты маркетинга. Функции маркетинга в современной экономике, страница 2

Определения маркетинга

«Маркетинг - процесс планирования и управления

·  разработкой изделий и услуг

·  ценовой политикой

·  продвижением товаров к покупателям

·  сбытом

чтобы достигнутое таким образом разнообразие благ приводило к удовлетворению потребностей отдельных лиц, организаций и общества в целом».  АМА 1985 год.

«Маркетинг – вид деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека через обмен[1]».  Филипп Котлер: Основы маркетинга М.1994

«Маркетинг – это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена». Эванс Дж., Берман Б. : Маркетинг М. 1990 г.

Цели маркетинга:

1. Качественные:

·  формирование и улучшение образа организации;

·  создание и сохранение отличительного преимущества продукции фирмы перед продукцией конкурентов.

Количественные:

·  прибыль;

·  сбыт

Лекция 2.

1.2. Субъекты маркетинга. Функции маркетинга в современной экономике.

Субъекты маркетинга – все организации и физические лица, которые участвуют в выполнении маркетинговых функций. Другой вопрос – который мы сейчас выясним – в каком объеме они участвуют. Круг таких функций достаточно широк и мы уже говорили о них. Некоторые из субъектов выполняют их в полном объеме, некоторые – только частично, иные выполняют только какую-то одну функцию. Кто же относится к ним?

Кто к ним относится?                                       Почему они вынуждены маркетингом заниматься?

1. Организации – производители товаров и услуг: фирмы, предприятия, которые производят товары и услуги потребительского и производственного назначения.

На современном рынке по-другому не выжить, если они не используют инструментов маркетинга, они будут подавлены конкурентами.

2. Посреднические организации. К ним, в частности можно отнести оптовую и розничную торговлю.

Причины, которые заставляют их заниматься маркетингом те же самые, но с некоторым дополнением. По роду своей деятельности в значительной степени эти предприятия зависят от показателя оборота. Если предприятие-производитель, выпустив свою продукцию за какой-то период и продав ее посредникам получает фиксированный объем прибыли (т.е. больше получить нельзя), то предприятия оптовой и розничной торговли могут столько раз покупать продукт, сколько его продали. И, чем больше скорость продажи, тем выше масса прибыли, которую они получают. Соответственно посреднические организации могут максимизировать свою прибыль, увеличивая скорость оборота, и маркетинг является наиболее эффективным инструментом, которым они могут пользоваться для этого. Т.е. если они проводят, например, эффективное рекламное мероприятие, скорость оборота возрастает, и возрастает же общая сумма получаемой прибыли. Также предприятия могут оптимизировать схему доведения продукции до конечного потребителя, она становится более экономичной как по средствам, так и по времени, что также способствует увеличению массы прибыли.

Специалисты по маркетингу: физические и юридические лица, которые занимаются маркетинговой деятельностью профессионально: фирмы, выполняющие маркетинговые исследования по заказу других фирм; собирающие и поддерживающие банки данных; рекламные агентства, а также физические лица: консультанты, менеджеры по маркетингу, специалисты других направлений.

Экономический интерес

4. Потребители товаров и услуг

4.1. Организации-потребители. Приобретают на рынке товары или услуги либо для производства других товаров и услуг, либо для удовлетворения своих специфических потребностей.

Так, например, государство, которое приобретает тысячи наименований  товаров и услуг, для того, чтобы содержать армию, органы охраны правопорядка, целый ряд правительственных органов, управляющих той или иной стороной деятельности общества и т.п. Это профессиональные организации, политические партии и многие другие. Эти организации-потребители с одной стороны являются объектами маркетинговой деятельности, т.е. на них нацелен весь комплекс маркетинга, и фирмы, которые производят товары и услуги заинтересованы в том, чтобы привлечь их внимание, они приобретают большие партии товаров, а фирма может получить значительную выгоду, продавая товары на рынке организаций. На них будет ориентирована и реклама, и другие средства маркетинга. Но с другой стороны, эти организации, являясь крупными покупателями, могут прямо воздействовать на условия маркетинговой деятельности: скорректировать условия продажи при переговорах с фирмой-продавцом,  изменить  параметры продукта и, даже, повлиять на цену. Так, например, государство в рамках государственного заказа может устанавливать процедуру тендерного торга, т.е. фирмы-продавцы конкурируют за продажу товара государству, предлагая каждый более выгодные условия продажи, т.е. изменяется и цена, и параметры самого товара. Таким образом, можно считать, что организации потребители в полной мере являются субъектами маркетинговой деятельности, а не  только ее объектами.

4.2. Конечные потребители. Семьи, которые приобретают товары для личного потребления.

В основном являются объектами маркетинга. От мнения отдельных покупателей не зависит политика фирмы, цена продукта,  качество продукта и схема товародвижения и сбыта. Но  основная суть маркетинга как раз и состоит в ориентации на потребителя. Причем потребители рассматриваются как отдельные сегменты, с особыми вкусами и предпочтениями. И, если фирма не будет учитывать потребности такого сегмента, не будет адаптировать свой продукт, то в конечном  итоге она потерпит поражение в конкурентной борьбе. Поэтому фирмы ориентируются на покупателей, на их вкусы и предпочтения, но не на индивидуума, а на  сегмент рынка, как группу со схожими взглядами и отношениями. Т.е. точно также, и в отношении конечных потребителей  мы можем сказать, что они являются и субъектами, и объектами маркетинга, но, в большей степени, конечно объектами.