Методические аспекты организации и проведения цикла профилактических встреч с группами школьников и их родителями (Пособие для проведения образовательных семинаров), страница 5


Встреча 3. Продолжение темы “Здоровье и курение”

Повторение содержания прошлой встречи (10 мин)

Продолжение как сказать “нет”

(20 мин.)

Прошлую встречу мы закончили на том, что мы обсуждали, как сказать нет, если тебе предложат сигарету. Давайте еще раз вернемся к этому и подведем итоги, как можно сказать нет.

Если твой друг предлагает тебе закурить, а ты не хочешь, ты не должен соглашаться. Ты можешь ему сказать:

1.  Быть откровенным, и прямо говорить Нет, я не хочу. Ничего не придумывать, просто и четко говорить Нет, я не хочу.

2.  Сказать Нет и указать причину: Нет, мне запах сигарет не приятен, мне от этого запаха плохо.

3.  Предложить заняться чем-то другим: Давай пойдем, сделаем что-нибудь другое, например, поиграем в футбол или…обращение к группе.

4.  Изменить тему разговора 'Слушай, а я вчера по телевизору видел или…

5.   Пошутить в ответ: например, я не дымоход; а в Голландии подростки говорят: Моя кошка умерла от рака легких

6.  Просто уйти, назвав причину ухода: Мне надо идти; я опаздываю на…тренировку…Какие еще?

Что делать, если на вас начинают давить:

1.Если кто-то на вас давит, например, “ты мне не товарищ' или Если бы ты был мой друг, ты бы курил со мной' Два варианта ответа:

-А если бы ты был мой друг, ты бы не заставлял меня делать то, что я не хочу.

-Я не буду курить, но все равно останусь/ буду твоим другом

2.Если тебе говорят, что, мол, слабо закурить или ты слабак, можно спросить:

-А хватит ли у тебя силы делать не как все и не курить?

- Хватит ли у тебя силы бросить курить?

 -А тебе слабо не курить?

3. Во всем вини старшего брата или сестру, родителей:

Мне родители/брат/сестра не разрешают, они меня поймают/накажут, я не хочу рисковать

4.Избегать подобных ситуаций, когда тебе могут предложить закурить. Если видишь, что твои друзья собираются курить, просто не подходи к ним.

Это разные способы, как сказать НЕТ и сейчас мы снова попробуем, используя ваши новые знания отработать их  в группе. Все делятся на группы по 3-4 человека. Один будет, тем, кто отказывается, второй наблюдатель, а остальные те, кто предлагают закурить. Задача наблюдателя смотреть за тем, как изменяется ситуация после каждого отказа, что происходит с теми кто предлагает закурить, как реагирует тот, кто отказывается.

Дальше,  когда все объединяются в общий круг, обсуждаются следующие вопросы:

Что было сложного, что легко? Какие из аргументов были наиболее убедительными?  Уверенно ли вели себя те, кто отказывался, как это было видно?

Большой лист бумаги, маркер

Тренер может в рамках каждого направления как сказать “нет” предлагать участникам встречи давать свои примеры конкретных действий, которые будут уместные в их  случаях

Пишем на доске, потом раздаем

Памятка способов сказать нет.

(предлагается выписать эти способы на отдельных листочках и размножить).

Игра “Спрут”

(5 мин.)

Все делятся на 2 команды.

Тренер дает всем командам одинаковое задание, например: Я хочу, чтобы команда оставила на полу 4 руки и 5 ног, или 3 руки 4 пальца и 6 ног (задачи должны быть реальными, но команда должна подумать  над тем, как лучше выполнить это задание)

Пассивное курение (5 мин.)

Давайте в начале нашей встречи вспомним, о чем мы говорили прошлый раз. Какие вредные вещества, которые содержатся в сигарете, вы помните?

Большой лист бумаги, маркер

Пишем то, что они говорят, а также все, что не сказали.

Пассивное курение (15 мин.)

Представьте себе, что вы находитесь в помещении, где другие курят, а вы не курите. Попадут ли ядовитые вещества в ваш организм? (обсуждение)

Давайте подумаем над тем, где вы можете столкнуться с ситуацией пассивного курения?

Варианты, которые можно добавить, если группа их не называет:

- на вечеринке в кафе \ клубе

- В доме (отец или старший брат или сестра курят).

Тренер: когда кто-то курит, дым попадает не только в легкие курильщику, но и всем тем, кто находится вокруг курильщика, но сами не курят.

Ты можешь стать пассивным курильщиком, например, в кафе, где курят, или в компании людей, где кто-то курит, или даже у себя дома, если кто-то из родителей курит в твоем присутствии.

-По данным исследований, жены курильщиков чаще страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями и бронхиальной астмой и в среднем умирают на 4 года раньше своих сверстниц.

-У детей в тех семьях, где курят, хуже слух.

-Курение родителей повышает частоту разрушения зубов у детей

-Если беременная женщина курит, зародыш тоже становится пассивным курильщиком.

-Исследования показывают, что у курящих беременных женщин рождаются недоношенные младенцы со сниженным весом.

Кстати, говорили ли вы со своими родителями, о том, что их курения вредит здоровью их и вашему в частности?

Сейчас все больше и больше подростков говорят со своими родителями по поводу их курения. Ведь когда ваши родители были молодыми, они не знали столько о вреде курения, сколько знаете теперь вы. И вы можете повлиять на своих родителей тем, что расскажите то, что, узнали о курении, как оно вредно. А  вы смогли бы  поговорить об этом со своими родителями? Какая информация вам будет нужна? Одна моя знакомая, родители которой курили, будучи маленькой, выбрасывала из пачки сигареты и засыпала ее ирисками.

Что еще подобного  можно придумать, чтобы родители бросили курить?

Тренер может фиксировать интересные идеи на листе бумаги.

Пишем:

Ты становишься ПАССИВНЫМ КУРИЛЬЩИКОМ, если вдыхаешь табачный дым, когда курят другие.

Табличка с надписью

“Ты имеешь право на то, чтобы при тебе не курили”

 Курение и беременность. Курение и импотенция (10 минут)

 Разговора о влиянии курения на репродуктивное здоровье, на развитие будущего ребенка. «Когда ты куришь, твой ребенок курит вместе с тобой»

Группа  делится на парней и девушек.

Один тренер работает с парнями, другой с девушками.

А потом все садятся в общий круг и группам предлагается рассказать, поделиться, тем, что для них из услышанного оказалось самым важным и полезным.

 Есть плакат, где отображены фотографии различных стадий беременности с ребенком в утробе, и те  функции, которые появляются у ребенка,  и то, как курение влияет на эти функции в зависимости от стадии беременности.

 “Факторы курения”

(15 мин.)

Стресс

 В начале наших встреч мы говорили, о том, почему люди курят (на доске выписываются факторы, о которые обсуждались ранее), некоторые мы рассмотрели и даже научились им противостоять (как, например, давление группы, или тех, кто курит).

 А теперь поговорим о том, можно ли победить стресс, не прибегая с курению

Несмотря на то, что жизнь вообще то интересна и прекрасна, иногда в ней случаются стрессовые ситуации. Ну а подростковый период вообще не возможен без них, ибо стрессы также часть нового опыта. Мы уже говорили ранее, что курение не путь   преодоления стресса именно потому, что табак не успокаивает, а возбуждает, поднимает кровяное давление. Единственное что делает в данном случае сигарета это то, что она отвлекает от фактора, вызвавшего стресс. Но и это не выход, ибо вреда от одной выкуренной сигареты намного больше. Давайте поговорим о том, как можно реально преодолевать стресс.

Варианты:

- переключиться на другой вид деятельности, например… заняться спортом,  другое?

- послушать расслабляющую музыку и подумать о чем-то приятном

- отдых, например…

- поговорить с другом, или близким человеком

- выпить стакан прохладной воды мелкими глотками

-дыхательная гимнастика помогает в различных ситуациях, в том числе и стрессовых

- в ситуации, когда возникают конфликты с родителями важно помнить,  что они все равно тебя любят, любят в любом случае,  даже когда они на тебя сердятся.

Вы сами пробовали справляться со стрессом?...Поделитесь…

Мы вам предлагаем методику правильного дыхания Поэтому сейчас мы сделаем несколько попыток научиться глубоко, дышать. Такое дыхание помогает сконцентрироваться, переключиться на с тяжелых мыслей на свое тело.

Пишем факторы снова

Пишем: курение не путь   преодоления стресса именно потому, что табак не успокаивает, а возбуждает, поднимает кровяное давление.

Пишем на доске

варианты

 Игра “Паутина”

(10 мин.)

Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Мы вместе составим одну большую паутину, связывающую нас между собой. Я выбираю участника, который должен быть следующим в «паутине». После того, как мы передали кому-то клубок, мы говорим фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: «Коля! Я передаю тебе этот клубок, потому что… ». Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой,  которая начинается с тех же слов, что и моя.(  при этом вы  можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить). Последним клубок передается ведущему. Ведущий, получивший клубок последним, начинает его сматывать в обратном направлении со словами: «Я отдаю этот клубок … , потому что я …» и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Клубок нитей для вязания Тренеру следует заметить,  что характеристики должны быть искренними.

Игра позволяет узнать  приятные о себе вещи, пропустить их через себя (это также игра на подъем самооценки)

“Взрослость”

(10 мин.)

Снова вернемся к теме Почему люди курят. Помните,  мы говорили о желании казаться взрослым.

Давайте вместе подумаем над атрибутами взрослости. Что такое взрослый, чем он отличается от нас, а чем похож на нас? Что теряет взрослый, а что получает?

Нас интересуют:

- появление определенных прав (или как сильно права взрослых  отличаются от прав подростка?)

- умение анализировать и принимать решение

- Ответственность за принятые решения

(также могут интересовать внешние характеристики)

Нужно ли взрослому человеку курение? Почему, как только человек становится взрослее, он задумывается над тем, как бросить курить?

Говорят, что человек, который не начал курить  до 18 лет редко когда начинает курить после. Почему так?

Можно объяснить тем, что взрослому человеку не нужно самоутверждаться, ему легче принять независимое решение. Другими словами взросление  и состоит в том, чтобы принять удачное взвешенное решение. Взрослый человек не принимает решения, которое вредит его жизни.

Это будет обсуждаться при встрече:

Это хорошо, но немного скучновато…Может быть, как-то разнообразить язык?

Вариант : Каждому участнику раздаются на бумажках роли среди них есть роли взрослых людей, и роли детей (пример взрослые роли: учитель. Родитель, директор школы, мама с маленьким ребенком жители соседнего дома; детские роли – ученик, дети, играющие на площадке, брат, сестра).у нас есть проблема курение в школе и на ее территории. Эта проблема не нравится многим, давайте попросим каждого высказаться об этой проблеме (10 минут). А теперь у нас 5 минут на предложение конкретных действий от каждого. Затем обсуждение по кругу как вам кажется, кто играл роль взрослого, а кто роль ребенка. В чем было отличие, какие действия были предложены, в чем особенность этих действий. И т.д.

Тренер: каждый период хорош по-своему, и каждый из подростков будет взрослым.

Возможно лист бумаги, маркер

Можно провести занятие, используя открытые вопросы, и поддерживать дискуссию.

Пишем:

Взрослый человек не принимает решения, которое вредит его жизни.

Игра “Колокол”

(5 мин.)

Игра на доверие. Участники встречи образовывают небольшие круги (5-7 человек). Все становятся близко друг возле друга, плечом к плечу. Один человек закрывает глаза, расслабляет тело и вроде  падает на других. Остальные должны поддержать его руками и легенько оттолкнуть в другую сторону. Это напоминает то, как язычок колокола ударяется о стенки колокола.

В середину выходят только по желанию. Никто не может заставить  другого попробовать себя в такой роли. Потом тренер должен спросить о впечатлении, ощущениях.  Легко ли было довериться другим? И т.д.

На доске

Может быть, и на раздаточном материале

 О пользе некурения

(10 мин)

 Последнее, о чем мы сегодня поговорим - о пользе жизни без курения.

Но давайте говорить не о тех вещах, от которых мы избавимся, если не будем курить, а именно о том, что мы получим, если наша жизнь будет свободна от табака

Имидж: Красивый, здоровый вид, от тебя (твоих волос, одежды и изо рта) приятно пахнет

здоровье:

Здоровье: Ты здоров, ничего не подрывает твоего здоровья, у тебя не поднимается давление, твое сердце работает ровно, а не как насос, перекачивая много крови под влиянием никотина. Твои легкие чисты, на них нет смолы, смола не разъедает их и не превращает здоровые клетки легких в раковые клетки. Ты не приглашаешь рак в свои легкие.

Свобода: Ты свободен! Ты – хозяин своей жизни, а не никотин, не сигарета. Ты не должен бессмысленно тратить деньги на 'Дым', а можешь их потратить на что-то стоящее, например, на модную одежду, и т.д.

Хорошие отношения с другими: Ты не ссоришься со своими родителями, потому что они нашли у тебя сигарету. Ты не отравляешь здоровье других.

Ты и есть настоящий современный подросток, который выбивает здоровье и здоровый вид

Пишем

Подведение итогов встречи (5мин) Рефлексия  “Барометр” (5 мин.)

 Все садятся в круг. Ведущий задает 3 вопроса, и каждый отвечает на них. Вопросы: Что было нового (узнал/узнала) сегодня?  Что больше  всего запомнилось? Кто себя как чувствует? (очень кратко эмоциональное состояние.). Что было полезного, интересного?