Методические аспекты организации и проведения цикла профилактических встреч с группами школьников и их родителями (Пособие для проведения образовательных семинаров), страница 3

Представление, знакомство,

правила работы группы

(10-15 мин.)

Добрый день. Меня зовут… Я представляю проект “Здоровье”. Наши встречи будут проходить один раз в неделю на протяжении 6 недель. Во время наших встреч мы будем ВМЕСТЕ обсуждать разные темы о здоровье, мы будем учиться общаться друг с другом. Вы узнаете что-то новое от меня, а я от вас. Мы хотим, чтобы после наших встреч вы всегда выбирали ЗДОРОВЬЕ.

А сейчас мы познакомимся (можно использовать игру «Домино»).

Все подписывают бейджики. На бейджиках можно писать имя, или так как ты хочешь, чтобы тебя называли. Договариваемся одевать бейджики на каждую встречу. Мы вам их раздаем, но теперь это ваша задача – отвечать за них и одевать их на каждую нашу встречу.

А сейчас я хочу предложить подумать, о таких правилах, которые нам помогут комфортно и свободно чувствовать себя во время наших встреч (правила с начала предлагаются, а потом обсуждаются).

Если группа не может подобрать необходимые правила, можно предложить и обсудить следующие правила (говорить по одному, не перебивать; говорить от своего имени, то есть  о себе; уважать друг друга, обговаривают действие, а не человека). Каждый из вас нам интересен и мы хотим, чтобы каждый активно участвовал в наших встречах.

Мы будем следовать этим правилам на протяжении всех наших встреч.

Бейджики, лист ватмана, маркеры,

скотч, ножницы

Для знакомства можно применить игру “Домино”.

Наша задача замкнуть круг, держась за руки. Начнем с меня. Меня зовут Таня. С одной стороны (я протягиваю левую руку) я люблю танцевать, с другой стороны (протягиваю правую руку) я люблю слушать музыку. Если, кто-то из присутствующих тоже любит танцевать, то он или она берут меня за левую руку, своей правой рукой. И тогда этот новый человек уже говорит, что с одной стороны он любит танцевать (правая рука), а с другой стороны (придумывает что-то, что соответствует ему, но чтобы не повторялось) и протягивает левую, свободную руку. Тот человек, который любит слушать музыку, присоединяется ко мне с другого (правой стороны), держа меня своей левой рукой. И он говорит, что с одной стороны он любит готовить, а с другой (правая свободная рука), так же говорит что-то о себе. Таким образом, со временем образовывается круг.

Образ подростка

(10 мин.)

А сейчас я хочу спросить вас, как бы вы описали современного подростка? На листе бумаги, который у вас есть, напишите то, что первое приходит вам в голову, когда я говорю: Что такое современный подросток? Какие первые слова или фразы? То, что первым приходит в голову (ПОВТОРЕНИЯ ЗДЕСЬ НЕОБХОДИМЫ, так как будут вопросы с их стороны).

Теперь по очереди называйте, то, что написали, а я буду записывать это на доске.

Мы обращаем внимание на следующие факторы:

- Здоровье

- Употребление табака, алкоголя

- Нормативный образ

Дальше 2 сценария:

1 - если фактор употребления алкоголя, табака слишком активный, задается вопрос “А все ли подростки курят, употребляют алкоголь?”

2 - если отсутствует, задается вопрос “Что вы думаете о тех подростках, которые курят?”

Дальше в обоих случаях задается и обсуждается вопрос “Почему подростки начинают курить?” (ответы записываются на большой лист бумаги)

Варианты возможных ответов: (любопытство, желание казаться взрослее, за компанию, похудение, модно, реклама, потратить время, расслабиться, и тому подобное).

* Если, по мнению тренера не прозвучали важные факторы, можно добавить самостоятельно: “Когда я задал/а подобный вопрос в другой группе в ответ услышал/а... Что вы на это скажете?”

Обобщаем полученные результаты (Похоже ли это на …? Можно ли это назвать таким образом …?).

Далее работаем с составляющими причин курения:

Личностный фактор: имидж, стресс и т.д.

Социальное влияние: влияние подростков, давление группы, семья, влияние рекламы.

Рисунки с контуром человека (на каждого участника),

3 больших листа бумаги, маркеры, скотч, ножницы.

ПОДГОТОВИТЬ ЗАРАНЕЕ

СКОЛЬКО НУЖНО ТАКИХ ЛИСТКОВ

Эти все характеристики выписываются на большой лист бумаги

Все записанные факторы объясняются с другой точки зрения. Например: любопытство - изучение нового опыта и т.д.

Дальше лист бумаги делится на 2 части:

В одной части записывают их варианты, во второй – наши обобщения

1. Личностные факторы:

- любопытство,

- снятие напряжения/ стресса/расслабление

- выглядеть взрослым/ элегантным/крутым.

2. Внешние факторы:

- давление со стороны друзей/ровесников,

- пример родителей,

- мода,

- реклама.

Курение и мода

1-2 минуты

В течение наших встреч мы обсудим все эти влияния/факторы, а сегодня остановимся на двух:

Курение и мода. Курение и реклама.

У нас для вас БОЛЬШАЯ НОВОСТЬ:

Курить больше не модно (и больше ничего говорить/обсуждать здесь не надо)

Крупно на доске/бумаге написать:

Сейчас модно не курить

КУРИТЬ – НЕ МОДНО

Влияние рекламы (10 мин.)

А теперь рассмотрим курение и рекламу…Рассматривается влияние рекламы сигарет по следующим направлениям:

Для чего делается реклама сигарет?

Ответ: для того, чтобы их покупали. Ты их покупаешь, а они получают миллионные прибыли

1.Они хотят залезть к тебе в карман и получить твои деньги. Ты отдаешь свои деньги, а они получают миллионные прибыли

2. Чтобы ты был готов отдавать им свои деньги, они манипулируют тобой.

Каким образом им удается манипулировать тобой?

-мир  иллюзий

-использование модных образов/красивых женщин и мужчин

Все красивое делает товар привлекательным

Подумай:

Что мы всегда видим в рекламе табачных изделий?

Что мы никогда не увидим в рекламе табачных изделий?

Можно спросить, согласны ли они с этими утверждениями, как они сами их объясняют

Красивую пачку, полную сигарет, которую «герой» рекламы только что распечатал.

Окурки в пепельницах, пустые смятые грязные пачки в урнах.

Красивых, молодых, здоровых и преуспевающих людей.

Больных, несчастных людей с дрожащими, пожелтевшими от табачного дыма пальцами и желтыми зубами

Человек в рекламе всегда закуривает с удовольствием.

Человек в рекламе никогда не кашляет и не задыхается от табачного дыма.

Курение/табачный дым никогда не мешает окружающим

В рекламе никогда нет детей, родственников и соседей курильщика, которым неприятентабачный дым.

Человек, который закурил в рекламном клипе, сделал какое-то важное и нужное дело и сделал его отлично.

Это преуспевающий человек

Человек в рекламном ролике никогда не показан неудачником, или человеком у которого все плохо. Это человек неудачник.

В рекламе нет сомнений – курить или не курить, главное – выбрать правильный сорт сигарет.

Никогда не показывают тех, кто жалеет о том , что своевременно не бросили курить. Никогда не показывают больных раком, умирающих от курения

И самое главное, что вы никогда не услышите в рекламе табачных компаний - это правду. А правда состоит в том, что они продают смерть.

Сигареты – это единственный продукт, который убивает своих потребителей.

Игра “Гуфи”

(5 мин.)

Правила игры

Перед игрой тренер выбирает одного участника на роль «Гуфи» таким образом, чтоб другие участники группы этого не знали. Участники встают в круг, и тренер говорит, что среди присутствующих есть молчаливое существо «Гуфи». Найти его можно только одним способом: прикоснуться и спросить «Ты Гуфи»?

Если ответа не последует, значит, это действительно «Гуфи» и  Вы также становитесь (после того, как прикоснулись!) этим существом. Участники закрывают глаза, начинают ходить по залу (броуновское движение) вытянув руки вперед, касаясь один другого, и спрашивая «Ты Гуфи»? до тех пор, пока не образуется  цепь из всех участников группы.

Тренер следит за соблюдением безопасных условий

Упражнение Уверенность

(5 мин.)

Работа в маленьких группах. Продумать и представить уверенного в себе человека. Лучше всего построить статую уверенного человека.

Для этого разбиваемся 3 –4 команды. Каждая команда эта команда скульпторов и одновременно материал для скульптуры. У вас есть несколько минут на то, чтобы продумать, как будет выглядеть ваша статуя уверенного человека. Это может быть не просто статуя, а скульптура из разных элементов. Главное, чтобы она представляла собой уверенность.

Каждая группа по очереди показывает статую. Другие же группы в этот момент описывают,  что в этой статуе говорит о том, что она иллюстрирует уверенность. Эти характеристики мы выписываем на листок бумаги. Это и есть перечень того, что делает человека уверенным. Это можно еще дополнить другими характеристиками, если по ходу вспоминается что-то.

Вопрос в конце: кому хочется быть вот таким, уверенным человеком? Да? Нет? Почему?

Тренер: Наверное, хорошо быть уверенным человеком. Другим трудно тогда давить на тебя и заставить тебя делать то, что ты не хочешь.

Каждая группа представляет свой список характеристик уверенного человека

Пишем:

Хорошо быть уверенным человеком.

Другим тогда трудно заставить тебя делать то, что ты не хочешь.

Содержание сигареты

(5 мин.)

Сейчас мы более детально рассмотрим, что входит в состав сигареты:

-Сигарета – это хорошо измельченные листья табака, завернутые в тонкую папиросную бумагу.

-В табачном дыму одной сигареты содержится более 4 000 различных химических соединений, многие из которых вредны для здоровья. Некоторые из этих веществ высокотоксичны,  т.е. ядовиты. 43 вещества относятся к веществам, которые вызывают рак.

-Одно из высокотоксичных веществ – НИКОТИН. Никотин содержится в листьях табака. Попадая в организм человека с табачным дымом, никотин действует как сильный быстродействующий наркотик, вызывая сильную зависимость от курения.

-Одно из канцерогенных веществ – это СМОЛА или деготь. Это темное клейкое вещество, которое оседает в легких.

-В табачном дыму также содержится УГАРНЫЙ ГАЗ CO.

Плакат с перечнем и иллюстрациями веществ, которые содержатся в сигарете

Можно давать перечень названий и спрашивать как они считают где еще используются подобные  вещества (можно сказать что все эти вещества используются  в товарах бытовой химии )

Кратковременные последствия курения

лучше (5 мин.)

Работа в малых группах.

Давайте обсудим в группах, какие есть положительные, а какие отрицательные стороны курения. Тренер слушает: Теперь подводим итоги. На большом листе бумаги записываются результаты работы. С одной стороны положительные стороны курения с другого отрицательные стороны, то есть последствия.

Положительные…Отрицательные я бы разделил на две группы:

-последствия для имиджа подростка

-последствия для здоровья

Как курение влияет на имидж и достижения подростка:

-неприятный запах изо рта, от одежды, от волос

-серый/нездоровый цвет лица и преждевременное старение кожи  (в особенности для девушек)

-желтые зубы

-общий нездоровый внешний вид

- так как курение влияет на выносливость мышц: курящие подростки хуже бегают, у них хуже спортивные результаты, чем у тех, кто не курит

Как курение влияет на здоровье подростка:

-Среди курящих подростков распространены заболевания дыхательных путей

-Их легкие отстают в развитии и могут никогда не развиться до размера легких взрослого человека

-Формируется зависимость от курения

Это те отрицательные стороны/последствия, которые  мы уже видим сейчас.

Но курение – это также и 'бомба замедленного действия'. Дело в том, что те, кто начал курить до 15 лет в пять раз чаще умирают от рака, чем те, кто взял первую сигарету после 25 лет.

Большой лист бумаги,

Маркер

Задача тренера сосредоточиться на тех отрицательных последствиях, о которых мы поговорим более детально, а те вещи, которые проговаривались как положительные, мы рассмотрим с другой стороны, обсудим, как можно достичь того же,  но без курения.

Влияние на организм

(5 мин.)

Сейчас давайте поговорим о том, как эти вещества, которые содержатся в сигарете, влияют на организм, попадая туда:

-Как только человек закуривает сигарету, никотин через легкие попадает в кровь. И уже через 8 СЕКУНД начинает влиять на головной мозг.

-Никотин сначала возбуждает, а потом тормозит процессы в центральной нервной системе.

-Никотин усиливает сердцебиение, сужает кровеносные сосуды и повышает артериальное давление.

Количество сердечных сокращений в сутки у того, кто курит, на 15 000 -20 000 сокращений большее, чем у человека, который не курит. При этом такое сердце перекачивает на 1,5 тонны крови за день больше, чем у тех, кто не курит. А это значит, что нагрузка на сердце возрастает. Это приводит к сокращению времени жизнедеятельности сердца.

-Вместе с никотином в легкие попадает смола. Она оседает на стенках легких.

Можно сказать, что курильщик ест деготь ложками. Если человек выкуривает пачку сигарет в день, за год он «съедает» 700 граммов дегтя.

-Вместе с никотином через легкие в кровь также проникает угарный газ CO. Угарный газ уменьшает поступление кислорода во все части тела. Из-за недостатка кислорода мышцы тела устают и наступает состояние общей усталости.

Содержание угарного газа в крови у тех, кто курит в 15 раз выше, чем у тех, кто не курит.

-При первом опыте курения может возникнуть головокружение, тошнота и рвота.

Пишем последствия от попадания этих веществ в организм.

 Никотин вызывает зависимость

(5 мин.)

Мы уже говорили, что никотин отрицательно влияет на организм.

Самая большая опасность никотина, содержащегося в сигаретах – это то, что он вызывает зависимость. Давайте поговорим о зависимости. Какой образ у вас вызывает слово зависимость (в общем)? Зависеть от чего-то…Например, крючок, ловушка, клетка… Обсуждение. Переход к зависимости от курения: то же и зависимость от курения.

На доске рисуем то, что чаще названо, клетка, крючок или другое и пишем

Курение – это КЛЕТКА…

Какая бывает зависимость

(15 мин.)

 Итак, мы говорим,  что зависимость от курения похожа, например,  на крючок. Давайте  сейчас подробней подумаем над словом зависимость. Что она собой представляет, какая бывает зависимость?

Зависимость бывает:

- физиологическая, происходят изменениям в головном мозге человека

Важно помнить, что зависимость от курения развивается очень быстро.

Совсем недавно ученые нашли объяснение тому, почему у человека развивается зависимость от табака. Дело в том, что табачный дым нарушает в головном мозге баланс веществ.  В результате у того, кто курит, уровень вещества, которое вызывает  состояние удовольствия от курения, становится намного больше, чем у некурящего. От избытка этого вещества курильщика и тянет курить. Из-за избытка этого вещества становится трудно бросить курить.

- психологическая: ты теряешь свободу, твоя жизнь становиться зависимой от сигареты: уклад жизни (купить сигареты, атрибуты, например, пепельница, круг друзей, которые курят). Это то, что ты привык иметь в руке, когда ты отдыхаешь, или какой-то перерыв и т.д.

- материальная

Когда обсуждается материальная зависимость, предлагается рассмотреть табличку “стоит ли  превращать деньги в дым”. Дается таблица с расчетом, сколько тратит курильщик и что на это можно купить.

ЕСЛИ ТЫ КУРИШЬ ПО ОДНОЙ ПАЧКЕ СИГАРЕТ В НЕДЕЛЮ, ТО ЗА ГОД ТЫ ТРАТИШЬ

Если сигареты стоят  до 500 руб.  за пачку                                     до 26 000 руб.

Если сигареты стоят до 1000 руб. за пачку                                     до 52 000  руб.

Совет: лучше скопить деньги и потратить их на что-нибудь стоящее, например, на модную одежду или на новую компьютерную игру или на очередной поход в Интернет-кафе или на дискотеку, чем потратить деньги на дым

Также предлагается дополнить эту табличку своими вариантами ответов.

Большой лист бумаги.

* В старшей возрастной группе обсуждения всех трех аспектов можно предложить в маленьких группах, потом на общий круг представить результаты.

Табличка “Стоит ли превращать деньги в дым?”

“Самооценка” (10 мин.)

Работа в малых группах. В начале каждый  на отдельном листочке выписывает свои положительные качества. Потом обговаривает это в границах малой группы, отвечая на следующие вопросы: “Почему ты считаешь, что эти качества положительные?”, “В чем их положительный смысл именно для тебя, то есть чем они тебе помогают?”, «Как ты думаешь другие тоже считают это качества положительными»

Дальше все объединяются в один  круг и с тренером обсуждают, что такое

положительные качества, на примере себя или других.

Старшей возрастной  группе (13-15) лет можно предложить выписать не только положительные черты, но и отрицательные, и предложить поразмышлять над тем,   могут ли отрицательные черты быть в какой-то момент положительными, и наоборот.

Тренер: мы увидели с вами, что у всех есть положительные качества. Что важно помнить? Очень важно всегда в себе видеть положительные качества и верить, в именно эти качества делают каждого из вас особенным человеком, даже если другие попытаются критиковать вас за эти качества и подвергнуть сомнению, что эти качества ценные.

Маленькие листы бумаги на каждого участника

Подведение итогов 1 встречи