Международные соглашения по охране морской среды, страница 3

            Предусмотрены два исключения: когда необходимо обеспечить сохранение жизни и при ЧО, когда создается угроза жизни людей. В этом случае государство может выдать специальное разрешение на сброс ВВ указанных в приложении 1, но при этом необходимо проконсультироваться с государствами, которых затрагивает интерес, и с компетентной международной организацией.

            Государства, участники конвенции, должны содействовать принятию мер для охраны морской среды. Для выполнения конвенции каждое государство должно контролировать суда и др. (самолеты, платформы).

            02.11.1973 г. на Лондонской конференции была принята конвенция по предотвращению загрязнения с судов. Подготовка к этой конференции предусматривала создание специальных рабочих групп, которым поручалось проведение 9 исследований. Правительство СССР предоставило одно из таких исследований – «Сбор и удаление сухого мусора, образующегося на судне». На этой конвенции было предусмотрено, что она заменяет конвенцию 1954 г. На ней было дано понятие вредного вещества – это любое вещество, которое, если оно будет введено в море, может создать угрозу здоровью человека, причинить вред живым ресурсам и морской среде, нанести ущерб удобствам или помешать другим видам законного использования моря». Данная конвенция не применяется к военным и военно-вспомогательным судам, а также к судам используемых исключительно на правительственной некоммерческой службе. Но, государства обязаны обеспечить, чтобы эти суда действовали в соответствии с положением конвенции. Что касается платформ, то только в части эксплуатации этих платформ, но не связанных с разведкой и разработкой.

            В соответствии с конвенцией каждому судну, к которому она применяется, необходимо иметь сертификат, свидетельствующий о его технической пригодности для эксплуатации и отсутствия опасности для загрязнения морской среды. Прибрежное государство может проверить такой сертификат на иностранном судне. Если имеются подозрения, что судно или его оборудование не соответствует требованиям сертификата, или его нет, то портовые службы могут задержать судно в порту для ремонта, или направить на ближайшую ремонтную базу. Могут провести  инспектирование судна, находящегося  в порту для проверки, не произвело ли оно сброс ВВ в нарушении конвенции. Если нарушение выявляется, то сообщается государству флага судна, которое проводит расследование. При получении доказательств нарушения, возбуждает судебное преследование в соответствии со своими законами, уведомив ИМО. Инспекция проводится и в том случае, если любое государство – участник конвенции, просит об этом и предоставляет достаточные доказательств о сбросе ВВ в морскую среду. Доклад о результатах проверки направляется государству, которое просило об этом. И государству флага судна.

            Важную роль в охране морской среды сыграла конвенция по морскому праву 1982. В ней предусмотрены запретительные нормы относительно загрязнения континентального шельфа,  экономических зон.

            Кабмином Украины 16.05.1996 г. принято постановление №529 « Об утверждении Правил плавания и пребывания в территориальном море, внутренних водах, на рейдах и в портах Украины иностранных военных кораблей.

            Постановление КабМина №771 от 21.09.1993г. «О присоединении к протоколу  к конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973г.