Модель покупательского поведения. Разделение российского общества по социально-экономическому положению, страница 3

Таблица   6.2.

ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ И ПОКУПАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Этапы жизненного цикла

Характеристика покупательского поведения

1 Холостая жизнь — молодые одинокие люди, живущие отдельно от родителей.

Финансовые нагрузки незначительны. Их мнение лидирует в обла­сти моды. Ориентированы на активный отдых. Покупки: необходи­мая бытовая техника, мебель, автомашина, туристические путевки.

2. Новобрачные — молодые, детей нет.

Финансовое положение хорошее (особенно в сравнении с недале­ким будущим). Максимальная частота покупок и наивысший сред­ний показатель приобретения товаров длительного пользования. Покупки: автомашины, холодильники, микроволновые печи, мебель на первое время и мебель для длительного пользования, туристи­ческие  путевки.

3. «Полное гнездо» (1-я стадия) — младшему ребенку меньше 6 лет

Покупка жилья ведет к резкому сокращению свободных денежных средств. Недовольны ни финансовым положением, ни размерами сбережений. Интересуются новыми продуктами. Любят приобре­тать рекламируемые товары. Покупки: стиральные и посудомоеч­ные машины, сушилки, телевизоры, детское питание, лекарства от простуды, витамины, куклы, коляски, санки и коньки.

4. «Полное гнездо» (2-я стадия) — младшему ребенку 6 и более лет

Финансовое  положение улучшается.  Уделяют меньше  внимания рекламе. Покупают продукты в крупной упаковке, мелким оптом. Покупки: разнообразные продукты питания, чистящие материалы, велосипеды, услуги учителей музыки, музыкальные инструменты.

5. «Полное гнездо» (3-я стадия) — пожилые супруги с живущими с ними детьми.

Финансовое положение устойчивое, дети начинают работать. Не обращают внимания на рекламу. Имеют большое количество быто­вой техники и мебели. Покупки: новая изящная мебель, бытовые приборы, в которых нет особой необходимости, лодки, услуги зуб­ных врачей, журналы, любят путешествовать на своем автомобиле.

6. «Пустое гнездо» (1-я стадия) — пожилые супруги, дети живут отдельно, глава семьи работает

Большинство является владельцами собственных домов, доволь­ны финансовым положением и размерами сбережений. Интересу­ются путешествиями, активным отдыхом, самообразованием. Де­лают     подарки     и     благотворительные     пожертвования.     Не интересуются новыми товарами. Покупки: туристические путевки, предметы роскоши, товары для обустройства дома.

7. «Пустое гнездо» (2-я стадия) — пожилые супруги, дети живут отдельно от них, глава семьи на пенсии.

Доходы резко сокращаются. Покупки: медицинские приборы, меди­каменты, способствующие укреплению здоровья, хорошему сну и пищеварению.

8. Вдовец (вдова), работает.

Доход все еще высок, но собирается продать дом.

9. Вдовец (вдова), на пенсии.

Потребность в медицинском обслуживании и товарах такая же, как и у остальных пенсионеров. Резкое сокращение доходов. Ост­рая потребность во внимании и чувстве защищенности.

Источники: William D. Wells and George Gubar, «Life-Cycle Concepts in Marketing Research», Journal of Marketing Research, November 1996, p. 355-363.

            Образ жизни – форма бытия человека в мире, выражающая в его  деятельности, интересах и мнениях.

            Маркетологи стремятся найти связь между продукцией компании и группами, объединёнными по их образу жизни.

            Западные специалисты делят русских (российских) потребителей на 5 категорий: купцы, казаки, студенты, руководители компаний и русские душой. Казаки, по их мнению (Ф.К.: Марк. Менедж. 241 с.), характеризуются амбициозностью, независимостью, и стремлением к повышению социального статуса, а русские душой – пассивностью, боязнью выбора и надеждами на улучшение экономической ситуации. В то время как «казаки» водят «БМВ», курят сигареты «  

            Тип личности – совокупность отличительных психологических характеристик человека. Обуславливающих его относительно постоянные и последовательные реакции на воздействия окружающей среды.

            Тип личности описываются терминами:

            - уверенность в себе;

            - доминирование;