Рекреационные ресурсы и их оценка, страница 24

3.5.  Историко-архитектурная среда человека и рекреация

Деятельность, связанная с возобновлением физических и духовных сил человека, - рекреация включает у себя не только оздоровительный, лечебный (курортологический) и спортивный (рыбацкий, охотничий, туристический), но и познавательный отдых - относительно объектов природной и культурной среды.

Это закономерно, ведь, как и труд, отдых человека в его ежедневности или приуроченный к какому-то сроку имеет, прежде всего, культурное содержание, а в наше время познавательный тип рекреационной деятельности становится массовым явлением, приобретает все более широкого размаха. И создание лучших условий рекреации становится существенной проблемой. Более того, проблемы рекреационного использования природной и культурной среды (особенно историко-архитектурного) человека непосредственно связанны с проблемами охраны уникальных природных комплексов, достопримечательностей истории и культуры.

Охрана и использование историко-архитектурного наследства вполне касается проблемы сохранения культурной среды человека, осмысление которого становится важным условием социально-культурного развития. Рядовая жилищная застройка исторических центров городов является культурной ценностью, а ее сохранение - необходимое условие органического развития, которое обеспечивает потребность людей в повседневном труде и отдыхе так же, как и в массовом познавательном туризме.

Особенно остро встает вопрос об историко-культурной ценности центров современных крупных городов, который заключается в исторически сложенном градостроительном планировании, в достопримечательностях архитектуры, истории и культуры, в историческом характере жилищной среды. Ведь территории, которые занимали большие города больше как полвека тому, стали теперь их крупными центрами и отображают основные этапы и особенности их исторического развития.

Именно застройка центральных районов, которая сложилась в больших городах, отображает основные этапы в истории их развития, концентрируя в себе информативную, историко-культурную и архитектурно-историческую ценность городской среды. В совокупности с ландшафтными и градостроительными характеристиками создается своеобразие каждого города.

В историческом формировании планировочной структуры городов можно выделить такие последовательные этапы:

> становление основных композиционно-ландшафтных качеств города, стихийное развитие планировочной структуры со времен создания города до первой половины XVIII века;

>  регулятивное благоустройство планировочной структуры (середина XVIII - середина XIX века);

>  экстенсивное территориальное развитие эпохи капитализма (середина XIX века -1917 год);

>  послереволюционный период развития, в течение какого населения крупных городов увеличилось в 10-15 раз.

Таким образом, самое ценное историко-культурное наследство концентрируется, как правило, в исторических центрах городов.

Культурно-исторические рекреационные ресурсы. В комплексе рекреационных ресурсов особенное место занимают размещенные в городах и селах культурно-исторические ресурсы, что являются остатками прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных видов рекреационных занятий и на этой основе оптимизируют рекреационную деятельность в целом, выполняя достаточно серьезные воспитательные функции.

Образованные культурно-историческими объектами пространства в определенной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.

Культурно-исторические объекты разделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные - совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быту. Фактически не все достояние прошлого принадлежит к культурно-историческим рекреационным ресурсам. К ним принято относить только те культурно-исторические объекты, которые исследованы научными методами и оценены как такие, что имеют общественное значение и могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях для удовлетворения рекреационных потребностей некоторой общности людей в течение определенного времени.