Рекреационные ресурсы и их оценка, страница 14

Одним из распространенных видов рекреации является отдых с использованием моторных судов. От одного судна за навигацию в воду поступает до 10 кг нефтепродуктов тяжелых фракций и значительное количество канцерогенных веществ. Количество загрязняющих веществ, которое поступает в воду от судна в результате так называемого подводного выхлопа, не постоянная и зависит от мощности мотора, типа всасывающего и выхлопного устройства, оборотов двигателя и, конечно же, его технического состояния.

Большая опасность исходит от канцерогенные выбросы судовых моторов, прежде всего бенз(а)пирена. Экспериментально установлено, что за одни час работы моторов разных типов в воду поступает до 600 микрограммов бенз(а)пирена, а за навигационный период - около 80 миллиграмм. Исследования на участке водоема, где размещена база малолитражного флота на 1500 судов, показали, что содержание бенз(а)пирена в донных отложениях приблизительно в 10 раз больше, чем на контрольном участке акватории, отдаленном от базы. В пробах воды отмечено увеличение концентрации бенз(а)пирена в 4,5 раза.

Загрязнение водоемов происходит также и другими веществами, которые поступают с выхлопными газами от ПЛМ. По данным американских исследователей, при работе двигателей внутреннего сгорания в окружающую среду выделяется более 100 разных соединений. Экспериментально в США установлено, что для сохранения удовлетворительного количества природных вод нужно разведение продуктов выхлопа от ПЛМ, которые образуются при сгорании 1 литру бензина, в соотношении 1:2 000 000.

Достаточно популярным видом отдыха на водоемах является любительская рыбалка. По данным анкетного опроса, на протяжении суток каждым рыбаком вносится в воду в среднем 300 граммов так называемой приманки (разные каши), за год это составило более 80 тонн разных органических веществ. Кроме того, водоем загрязняется продуктами жизнедеятельности человеческого организма, что в сумме составляет еще около 8 тонн на год веществ, хлоридов, фосфатов, азота аммонийных солей.

Также существует ряд исследований оценки изменений грунтово-растительного покрова в зонах интенсивного рекреационного природополь-зования, где происходит уплотнение грунта с ухудшением его структуры, уменьшением водо-, воздухопроницаемости и полезной жизнедеятельности грунтовых микроорганизмов, что приводит к уменьшению микробиологической активности грунта в 2-3 раза, а соответственно, и к нарушению процессов его самоочистки, которые и так происходят достаточно медленно.

Особенно негативно влияют на прибрежный ландшафт автомобили и мотоциклы. В местах отдыха с использованием мототранспорта значительно ухудшаются некоторые свойства грунта: увеличивается более чем на 10% его плотность, уменьшается приблизительно на 80% способность к инфильтрации и на 16% - влажность. Использование автомототранспорта в береговых зонах приводит также к загрязнению воздуха, грунта и воды нефтепродуктами, свинцом и канцерогенными веществами.

Необходимо также подчеркнуть, что при существующем уровне крайне неудовлетворительного обустройства зон неорганизованного отдыха состав поверхностного стока рекреационных территорий и масштабы загрязнения природных вод аналогичны составу и масштабам влияния на качество водного стока с неустроенных селитебных территорий. Как известно, поверхностный сток с территорий населенных пунктов по своему составу приближается к хозяйственно-бытовым сточным водам. Он имеет резкие колебания химического состава, высокую бактериальную загрязненность и содержит яйца гельминтов, а масштабы бактериального загрязнения природных вод поверхностными стоками из неустроенных селитебных территорий соизмеримы с масштабами влияния на санитарное состояние водных объектов сбросов неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод.

Выше сказанное показывает всё разнообразие проблем взаимодействия рекреации с окружающей средой и особенную сложность регуляции этих взаимоотношений относительно водных объектов и прежде всего качества водной среды и состояния экосистем.