Автоматизация оценки конкурентоспособности торгового предприятия, страница 2

·  определить наиболее важные ключевые факторы (КФ), влияющие на конечный результат;

·  дать экспертную оценку данным факторам;

·  проставить вес (значимость) каждого фактора;

·  определить конкурентоспособность предприятия.

Оценка конкурентоспособности торгового предприятия (ОКТП) – это взвешенная оценка предприятия и основных конкурентов по списку КФ.

Целью рассматриваемой задачи является получение своевременной и достоверной маркетинговой информации для принятия наиболее объективных и взвешенных решений.

Исходные данные для обработки и формирования выходного документа «Оценка конкурентоспособности торгового предприятия» берутся из первичных документов «Экспертная оценка КФ», «Вес КФ»,основанных на результатах маркетинговых исследований и  оценках, получаемых методом экспертного анализа. Первичные документы поступают на бумажном носителе с периодичностью один раз в три месяца либо по требованию руководства.

Выходной документ «Оценка конкурентоспособности торгового предприятия» формируется ежеквартально либо в другие сроки по требованию руководства предприятия.

Подготовку и формирование первичных документов осуществляет коммерческий отдел предприятия в дальнейшем передовая их коммерческому директору, который, обрабатывая данные, формирует выходной документ. Итоговая оценка конкурентоспособности предприятия по отношению к основным конкурентам поступает к руководителю предприятия.

Следует отметить, что в настоящее время в России общепринятой методики оценки конкурентоспособности торгового предприятия нет. Каждая компания оценивает  свою конкурентную позицию по своей методике, а суть и эффективность ее применения не афиширует. «Оценка конкурентоспособности предприятия представляет собой сложную многофакторную задачу, которая сводится к выявлению наиболее значимых числовых показателей конкурентоспособности и их интегрированию. Действительно, любой объект — это не что иное, как набор показателей качества, при изменении которых происходят количественные и качественные изменения объекта» [2].

Необходимо также пояснить, что рассматриваемый процесс автоматизации опирается с одной стороны на теоретический и практический опыт, накопленный  в этой сфере, а с другой стороны,  является произведением автора данной работы.    

Для объективного изучения ОКТПважна динамика данного процесса во времени, однако мы рассмотрим статические показатели по данному предприятию на момент изучения.

Важно отметить информационную взаимосвязь ОКТП с такими задачами в маркетинге торгового предприятия как: определение направления стратегического развития; прогнозирование экономического развития предприятия; анализ потенциальных и реальных конкурентов.

 Существует также информационная взаимосвязь подразделений торгового предприятия и самой информации при определении ОКТП [3, с. 86]:

 

Рис. 1. Информационная взаимосвязь подразделений

          Входная                           Информ. о КФ

      информация

                                       Информ. об                                      

                               экспертных                       Информ. о весе КФ

                                       оценках КФ

        Выходная                                                                                                                            

                информация                       Анализ ОКТП

Рис. 2. Информационная взаимосвязь входной и выходной информации

На примере торгового предприятия ООО «Игрис» будет проанализирован механизм оценки конкурентоспособности торговой точки при допустимости некоторых условий и критериев. Вышеуказанное предприятие работает в сфере торговли промышленными товарами в Тульской области с 1992 года. Основная специализация – строительные и отделочные материалы.