Русская философия XI-XX веков. Философия Николая Александровича Бердяева, страница 5

               Соловьев, следуя давней русской традиции показал соборность, как чувство воспитанное в народе веками.


2 вопрос.            б) Философия Николая Александровича Бердяева (1874-1948)

               Н.А. Бердяев родился в 1874 году в Киевской губернии. Он учился в Киевском университете, на юридическом факультете, но не закончил его, т.к. участвовал в социалистическом движении, был материалистом и нео…анцем. Но вскоре увлекся философией В. Соловьева, и отошел от марксизма.

               Главный момент в философии Бердяева – это разработка им проблемы свободы и творчества человека.

               Бердяев различает три вида свободы: первичная, иррациональная свобода, рациональная свобода (т.е. исполнение морального долга), и наконец, свобода, проникнутая любовью к богу. Бог сотворил мир из “ничто”, но это и не пустота, это первичный принцип, предшествующий и богу, и миру. В этом “ничто” и коренится человеческая иррациональная свобода. “Ничто” - это божественное “ничто”, божественный принцип, первичный хаос. И из него рождается святая Троица. Бог- Творец. Сотворение им мира – это уже вторичный акт. Поэтому Бердяев говорит, что свобода не создается богом, она существует до него в божественном “ничто”, притом извечно. Следовательно, бог не обладает властью над свободой. Он всемогущ над бытием, над сотворенным им миром, но у него нет власти над небытием, над несотворенной свободой. Эта свобода первична по отношению к добру и злу. Она делает возможным как добро, так и зло. Люди обладают свободой воли, поэтому бог не может предсказать, как поведет себя человек, обладающий свободной волей. Он может выбрать добро, но может выбрать и зло. Бог может только помочь направить волю к добру. Далее Бердяев делает вывод, что бог не несет ответственности за мировое зло. За него отвечает человек, сделавший выбор в пользу зла. Это случается тогда, когда иррациональная свобода приводит человека к гордыне, к нарушению божественных заповедей, к уходу от бога.

·  Вторая свобода – это рациональная свобода. Она состоит в подчинении человека моральному закону, обязательным нормам добродетели. А это, по мнению Бердяева, ведет к несвободе, к рабству.

·  Третий вид свободы – любовь к богу. Эта любовь не может быть принудительной. Любовь к богу должна быть свободной, и тогда возможно приближение к богу, спасение души.

            Бердяев пишет, что церковь должна освятить гений и творчество художников, философов, ученых, которые посвящают свое творчество имени бога.

               В 1909 году вышел сборник “Вехи”. Одним из его авторов стал Бердяев. Сборник был посвящен проблемам личности, ее месту в обществе, и в частности, в Российском обществе. Бердяев высказал свои взгляды на проблему личностного, индивидуального и общественного, коллективного. По мнению Бердяева, личность имеет большую ценность чем общество и государство. Она должна защищать свою духовную свободу от общества и государства. В жизни государства, общества, нации мы часто обнаруживаем темную демоническую силу, стремящуюся подчинить личность человека и превратить его в орудие для своих собственных целей.

               Бердяев затронул также вопросы сущности социализма. Он считал его полезным и возможным, если будут признаны высшие ценности человеческой личности и признано ее право на достойную жизнь. В противном случае социализм, по мнению Бердяева, никогда не даст человеку освобождения, богатства, равенства, а напротив, приведет к новой вражде, разъединенности, и новым формам угнетения. Бердяев является поборником традиций русского и западноевропейского гуманизма, а именно, абсолютной ценности личности и ее неотъемлемых прав на духовную свободу и приличные условия жизни. Он убедительно доказывает, что эти принципы могут быть последовательно обоснованы только на основе христианского мировоззрения.

               Основные работы Бердяева “Смысл истории”, “Смысл творчества. Опыт оправдания человека”, “Свобода и дух”.