Русская философия XI-XX веков. Философия Николая Александровича Бердяева, страница 3

               Его философской любовью были: Спиноза, Шопенгауэр, Шеллинг. Используя философию последнего, он строит собственную философскую систему. В 21 год защитил диссертацию “Кризис Западной философии”. Для пополнения образования поехал в Англию. Здесь с ним происходит что-то сверхординарное. Он писал в стихотворении “Три свидания”, как ему явилась сама Божественная премудрость София – и повелела отправиться в Египет. Там он снова узрел ее: “Вся в лазури сегодня явилась

                                                                                         Предо мною царица моя, -

                                                                                         Сердце сладким восторгом забилось,

                                                                                         И в лучах восходящего дня

                                                                                         Тихим светом душа засветилась…”

               В Каире он начал писать диалог “София”, где попытался впервые изложить свои взгляды.

               Через год в Московском университете читает курс лекций по истории философии. В 27 лет пишет докторскую диссертацию: “Критика отвлеченных начал” (неприемлемой для его философии). Вначале 1878 года Соловьев читает цикл публичных лекций “О богочеловечестве”, с большим успехом. Познакомился с Достоевским, подружился с Толстым, но прохладные отношения.

               В этих лекциях Соловьев критически отнесся и к Западному, и к восточному христианству, отметив однако и их достоинства. Запад создал идею индивидуальности, восток – принцип универсализма. Задача – свести воедино оба христианских принципа, идеи синтеза овладела Соловьевым.

               Соловьев вел неустроенную жизнь странника. Жил то в гостиницах, то у друзей, в Москве дома у матери. Он любил Софью Петровну Хитрову.

               Но надежды устроить личную жизнь не было. В жизни Соловьева начинается новый этап; отвращение к религии: объединение церквей – православной и католической – его задача. Католикам он объясняет благость православия, и наоборот. Достается ему и от тех, и от других. Создавая свою теократическую утопию, Соловьев писал о ней в стихах, предчувствуя ее судьбу:               В стране морозных вьюг,

                                                                                                                                                    седых туманов,

                                                                          Явилась ты на свет,

                                                                          И, бедное дитя,

                                                                                                                      меж двух враждебных станов,

                                                                                         Тебе приюта нет.

               Последнее десятилетие жизни Соловьева – наиболее плодотворное. Именно тогда появляется его главные труды: “Три разговора”, “Смысл любви”, “Оправдание добра”.

               Отправившись в очередное путешествие, Соловьев заболел, его привезли в подмосковное имение князей Трубецких – село Узкое. Здесь он умер и похоронен.