Русская философия XI-XX веков. Философия Николая Александровича Бердяева

Страницы работы

Содержание работы

Тема: Русская философия 11-20 веков.

1 вопрос.            Традиции и особенности русской философской мысли

                              XI-XIX веков.

2 вопрос.            Русская религиозная философия конца 19 – начала 20 века.

                              а) Соловьев В.С.

                              б) Бердяев Н.А.

1 вопрос.            Первые зачатки философии в России мы находим лишь во 2ой половине 18 века; в 19 веке начинается интенсивное развитие философской мысли. Однако, это вовсе не означает, что до 2ой половины 18 века философские запросы были чужды русскому уму – они проявлялись довольно часто, но за небольшим исключением, были окрашены религиозным миросозерцанием. Обратимся к XI-XIV векам. На протяжении многих десятилетий славянам приходилось оборонять себя и свои земли от набегов разных народов (хазаров, половцев, печенегов и др.). Поэтому проблема целостности русских земель, а также история славянских народов, общность их судеб, место Древней Руси среди других народов мира – вот что стало главными вопросами в произведениях 11-14 веков. Об этом идет речь в “Повести временных лет” (нестор). В другом произведении – “Изборнике Святослава Ярославича” 1076 года речь идет о моральных понятиях – добре и зле, об ответственности человека за содеянное. Определенный интерес представляет “Слово о законе и благодати” (11 век), это произведение написал митрополит Илларион. Его считают первым философом на Руси.

               В нескольких трудах впервые излагаются этические нормы поведения. Это “Поучение Вл.Мономаха”, и “Слово Даниила Заточника” (13 век). Здесь призывают авторы к добродетельному поведению. А Даниил советует князю судить о людях не по их внешнему виду и богатству, а по их уму и добродетели. В 14-16 веках начинает складываться Русское государство с центром в Москве. Эти объединительные тенденции нашли отражение в философских спорах. Монах Филофей выдвигает теорию “Москва – Третий Рим”. Две первых погибли, потому что изменили истинной вере – православию, и подверглись за это божественному наказанию. Эту теорию использовали, чтобы доказать необходимость объединения русских княжеств и единодержавие.

               В середине 16 века выступил крупный русский общественный деятель Иван Пересветов. Он поддерживал дворянство и единодержавие, одновременно выступал против бояр и чрезмерного закабаления крестьян. К этому же времени относится знаменитый спор между Иосифом Волоцким (“осифляне”) и Нилом Сорским и Вассианом Патрикеевым (“нестяжатели”). Первые ратовали за сильную церковь, владеющую землей и крестьянами. “Нестяжатели” были противниками монастырского землевладения и закрепления крестьян за монастырями.

               В 16 веке распространился трактат “Тайная тайных”, который был написан Аристотелем для Ал.Македонского, и в котором излагалось тайное искусство управлять людьми, т.е. своеобразная технология властвования. Сюда входила и “Физиогномика”.

               В это же время, т.е. в 15-16 веках в России начинают расрастраняться всякого рода вольнодумства и ереси, направленные против церкви. В Новгороде и Пскове были ереси “стригольников”, которые подвергли сомнению некоторые таинства и догматы. Также еретические идеи развивали Матвей Башкин и Феодосий Косат. Они тоже подвергли сомнению таинства, святость церкви, Христа рассматривали как обычного человека, выступили против обращения свободных крестьян в холопов, потому что этим нарушают главный христианский принцип – “любовь к ближнему”. Феодосий ратовал за социальную справедливость, равенство всех людей, за справедливые законы. Еретиков преследовали. “Стригольников” казнили. Матвея Башкина сослали в соловецкий монастырь. Феодосию Косому удалось бежать за границу.

               В начале 17 века стал известным мыслителем Симеон Полоцкий. Он написал работу “Вертоград многоцветный”. Здесь он давал советы правителям, призывал их быть добрыми и справедливыми, осуждал тиранию, невежество. Задачу философии видел в том, чтобы просвещать людей, учить их мудрости и правильной жизни. Он выделил в составе философии логику, физику и этику. Симеон Полоцкий высоко ценит разум, его возможности. В 17 веке в России начинает распрастраняться теория Коперника (гемоцентрическая). В конце 17 века завершается первый Iый этап развития русской философии, который охватил временные рамки с 11 по 17 века.

·  С реформ Петра Iго начинается второй этап в развитии русской философии. Он охватывает 17, 18, 19 века. Петр I начал свои реформы в самом конце 17 века и завершил в первой четверти 18 века. Главными идеологами этих реформ стали историк Василий Татищев, церковный деятель Феофан Прокопович, сатирик и мыслитель Антиох Кантемир, а также Иван Посошков. Они выражали интересы наиболее передовой и образованной части русского дворянства. Их называли “ученая дружина”. Они отстаивали необходимость развития просвещения, наук, философии, независимых от церкви, и тем самым стали предшественниками М.В.Ломоносова. Ломоносов был выдающимся ученым естествоиспытателем и философом-материалистом. Он закончил славяно-греко-латинскую академию, Петербургскую академию, Марбургский университет. В 1755 году он основал МГУ. Здесь философию преподавали на русском языке.

Похожие материалы

Информация о работе