Ответы на экзаменационные вопросы № 1-80 дисциплины "Детали машин" (Требования, предъявляемые машинам и их элементам. Упругие муфты. Упругие свойства и демпфирующая способность), страница 6

36. Эвольвента и ее св-ва. Опред. радиуса кривизны эвольвентного профиля зуба колеса цилиндрич. передачи.

Плоская эвольвента окружности представляет собой траекторию любой точки прямой линии, перекатываемой без скольжения по эволюте. Перекатываемая по основной окружности прямая называется производящей прямой.

Свойства эвольвенты:

1.  Нормаль к эвольвентам (прямая КС) касается основной окружности, причем точка касания (С) является центром кривизны эвольвент.

2.  Все эвольвенты одной основной окружности эквидистантны.

3.  Каждая ветвь эвольвенты определяется радиусом основной окружности, кот. равен отрезку КС, и положением начала отсчета эвольвентного угла.

4.  Эвольвента не имеет точек внутри основной окружности.

37. Основные геометр. параметры прямозуб. и косозуб. цилиндрич. передач. Влияние смещения инструмента на форму зуба колеса.

 - число зубьев шестерни и колеса;  - основной окружной шаг зубьев;  - делительный угол профиля;  - угол зацепления;  - окружной модуль зубьев;  - делительный диаметр;  - основной диаметр;  - начальные диаметры. У передач без смещения и при суммарном смещении =0 начальные и делительные диаметры совпадают:  и ; если , если .

38. Опред. составляющих норм. силы, действ. в зацепл. прямозуб. и косозуб. передач.

 - момент сил полезного сопротивления;  - рабочий момент;  - окружная сила, ;  - радиальная сила;

39. Виды разруш. зубьев и критерии работоспособности цилиндрич. Зубч. передач.

Виды разрушений:

1.  Разрушение пов-ти: 1) При длит. работе: - усталостное выкрашивание; - износ; - ППД. 2) При кратковрем.: - обмятие пов-ти зуба; - заедание (задир).

2.  Объемное разрушение: 1) При длит. работе: усталостная поломка зуба. 2) При кратковрем.: - статич. поломка зуба.

Критерии работоспособности:

Разработка норм допускаемых контактных напряжений, устраняющих усталостное выкрашивание в теч. заданного срока службы. В современной методике расчета из двух напряжений изгиба и контактных напряжений за основные в большинстве случаев приняты контактные напряжения, т.к. контактные в пределах заданных габаритов колес остаются постоянными, а изгиба можно уменьшать путем увеличения модуля.

40. Факторы, влияющие на неравномерность распределения нагрузки в зацеплении цилиндр. передачи. Понятие о коэф. нагрузки.

Расчетная нагрузка – максимальное значение удельной нагрузки, распределенной по линии контакта зубьев.

, где  - нормальная сила в зацеплении; К – коэффициент расчетной нагрузки; - суммарная длина линии контакта зубьев. Концентрация нагрузки и динамич. нагрузки различно влияют на прочность по контактным и изгибным напряжениям.

Факторы:

 - коэффициент нагрузки.

1.  - учитывает неравномерность распределения нагрузки между зубьями.

9 – пониженная; 8,7 – средняя; 6 – повышенная; 5 – высокая. С повышением скорости увеличивается толщина фаски кромки => ухудшается прирабатываемость. Для улучшения приработки: простое кол-во зубьев.

2.  - учитывает неравномерность распределения нагрузки по ширине зубчатого. Факторы, влияющие на : жесткость корпусов и валов; приработочный износ; уменьшение радиусов колес; режим нагружения.

3.  - учитывает уровень динамических нагрузок в зацеплении.

41. Метод. расчета цилиндрич. прямозуб. передачи на контактную прочность. Применение ф-лы Герца.

В основе расчета лежит модель Герца.

.  - удельная нагрузка.  - приведенный модуль Юнга.  - приведенный радиус кривизны. Допущения: - цилиндры бесконечной длины; - цилиндры АУ и абс. гладкие; - цилиндры не вращаются; - отсутствует смазка; . Условие прочности:


42. Расчет зубьев прямозубых цилиндрич. колес на прочность при изгибе.

YF – коэф. формы зуба. , где i=1,2.


43. Основы расчета на прочность косозубой цилиндрической передачи.

 - целое число или  - целое число.

Формула проверочного расчета:


44. Сравнительная хар-ка прямозубых, косозубых и шевронных цилиндрич. передач.

На основе косозубой передачи:

1.  Более высокая плавность работы: коэф. перекрытия больше 2; зуб входит в зацепление постепенно

2.  Большая нагрузочная способность по контактным напряжениям

3.  Более низкие напряжения изгиба