Партийная идеология как инструмент политического PR, страница 3

Методологические основы исследования. В данной работе использовался комплексный междисциплинарный подход, который включает в себя философский, политический, социологический, исторический подходы для анализа идеологии. В качестве методов исследования использовался тематический анализ политических и предвыборных программ партий и избирательных блоков на предмет изучения идеологических представлений политических партий во время выборов и в промежутках между ними.

Цель работы. Исследовать особенности идеологий современных политических партий и общественных движений РФ.

Задачи исследования:

1.  Определить теоретическое понимание термина «Идеология», особенности и стереотипы в понимании, характерные для России.

2.  Выделить общую идеологическую схему, функции, присущие идеологии как явлению.

3.  Проанализировать идеологию коммунизма советских времен как историческую предпосылку развития политической системы страны.

4.  Проанализировать программы и идейные взгляды современных политических партий РФ.

5.  Выявить наличие либо отсутствие факта использования идеологии как инструмента политического PR.

Предмет и объект исследования. Объект исследования - политические партии и общественные движения РФ на выборах в Государственную Думу 2003г. Предмет исследования – идеологии политических партий и общественных движений на этих выборах.

Новизна исследования. Отсутствие в стране единой государственной идеологии и единого идеологического аппарата еще не означает отсутствия в этой стране идеологии вообще и средств идеологической обработки населения. Другое дело, что идеология в российском обществе приобретает иную, несколько непривычную для нашего менталитета окраску. В данном исследовании мы исходим из того, что идеология становится одним из основных инструментов политического PR, которыми пользуются политические партии во время избирательных кампаний. Можно также сказать, что выражение определенных интересов партией во время избирательной кампании является еще одним способом манипуляции общественным сознанием с целью получить желаемые голоса, так как после выборов многие партии забывают о своих программах и представляемых ценностях, действуя порой в противоположном направлении. Такое отношение к политической идеологии является сравнительно новым и малоизученным в сфере российской политологии и становящейся науке развития общественных связей.

Тема политических партий и их значимости в сфере политических связей с общественностью сама по себе является довольно новой и малоизученной. Достаточно долгое время основное внимание исследователей в сфере связей с общественностью уделялось проблеме лидерства. Именно изучая феномен лидерства, исследователи выделяли различные избирательные технологии. Тем не менее, необходимо отметить, что, не смотря на схожесть данных технологий для партий и лидеров, партии все же имеют свои особенные техники ведения избирательных кампаний. Формирование имиджа партий во многом более сложный процесс, чем формирование имиджа лидера и зачастую один процесс включается в другой. Так использование идеологии в качестве инструмента PR является скорее характерным именно для партии, а лидер может воспользоваться данным инструментом уже как представитель этой партии.

Теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

Сравнительно новая для России и еще становящаяся наука о связях с общественностью до сих пор не имеет своей теоретической базы. Наибольший интерес в сфере связей с общественностью представляет так называемый политический PR. Постоянно меняющаяся политическая ситуация в стране затрудняет формирование теорий, а принципиальное отличие развития России от Запада делает практически невозможным применение западных теорий в российской действительности. Тем не менее, любые попытки сформировать какую-то теоретическую базу несут свою значимость. Так постоянно наблюдая за изменениями в избирательных технологиях страны, исследуя новые феномены и факты, мы можем своевременно вносить коррективы в уже имеющиеся представления.