Особенности проявления мотивации учения и девиантного поведения у подростков из разных школ, страница 4

Таким образом,  школьная среда является фактором,  обуславливающим целеполагание у подростков относительно образования,  который  задает вектор развития   личности подростка.

         Отношение учителей и одноклассников  к курению и употреблению подростками  алкоголя и наркотиков  в разных школах

         Особенностью отношения учителей школы С к употреблению юношами  алкоголя и курения  явилось то, что  66,6% ответивших на вопрос  курящих и употребляющих алкоголь подростков  отметили «учителя знают о моем поведении, и на этой почве возникают конфликты» (р=0,004). При этом, девочки школы С  а в отношении с учителями школы используют тактику сокрытия факта употребления алкоголя и курения. 75,0% девушек этой школы, курящие употребляющие алкоголь  ответили, что «всячески скрывают» такое поведение. По мнению 52,6% юношей школы В и 34,6% юношей из школы А учителя знают, что они курят и употребляют алкоголь, но «относятся к этому терпимо». При этом заметим, что такая реакция учителей в школе С отсутствует.

         По факту употребления наркотиков практически все учащиеся из трех школ, ответившие на вопрос указали  что «всячески скрывают от учителей употребление наркотиков». И лишь 14,2 %  подростков школы А, из числа употребляющих наркотики ответили, что «учителя относятся терпимо».

         Иначе проявляется отношение одноклассников к курению, употреблению алкоголя и наркотиков.

         Так, в отличие от своих сверстников из школ А и В, каждый четвертый одноклассник, из школы С «осуждает» юношей употребляющих алкоголь. По отношению к девушкам разворачиваются иные отношения. Особенностью А школы является равнодушное отношение одноклассников  к употребляющим алкоголь девушкам. 46,2% употребляющих алкоголь девушек школы В указали на данное отношение со стороны одноклассников, в то время как в школе А лишь 16,1% и 14,2% в школе семь отметили такое же отношение (р=0,005).

Курение юношей также встречает равнодушное отношение  со стороны одноклассников в школе А. «Им все равно», сказали 64,0% курящих юношей в отношении своих одноклассников (р=0,02). Одноклассники  курящих девушек из школы В «считают такое поведение вполне нормальным», на такое отношение указало 52,8% ответивших на вопрос девушек. При этом выявились различные структуры отношений: в школе А  - 45% девушек указывает, что их одноклассникам «все равно» курят они или нет, 30% -«считают вполне нормальным» такое поведение, и 5% курящих девушек скрывает данный факт  от одноклассников. В школе В– 52,8% курящих девушек указали, что их одноклассники считают это вполне нормальным, 33,3% - «им все равно», и по 4,8%, ответивших на вопрос девушек  указали,  что их одноклассники «одобряют» и «осуждают» такое поведение у девушек. В школе С 50,0% курящих девушек, ответили, что их одноклассникам «все равно», для 12,5% ответивших на вопрос девушек,  «они мне завидуют» и «я скрываю от одноклассников, что курю», стали характерными ответами.

         В отношении одноклассников к употреблению их сверстниками наркотиков, каких либо различий не обнаружено.

Таким образом, социальная ситуация подростков из разных школ существенно различается. И высокую степень распространенности девиантного поведения среди школьников  второй школы можно объяснить сложившимся отношением со стороны учителей и одноклассников.

         Важно рассмотреть еще одно обстоятельство: какова структура и уровень мотивации учения у подростков разных  школ.

         Мальчики  школы А в большей мере, чем их сверстники из других школ указывают на отсутствие мотивации  учения (р=0,04). В остальном мотивационные структуры имеют одинаковый профиль и значение. Иная картина наблюдается у девочек. Так, девочки из школы А значительно чаще своих сверстниц из школы В и С фиксируют, что причиной побуждающей их учиться являются «долг и ответственность» (р=0,003) и «меня ничто особенно не побуждает к учебе» (р=0,01). Особенностью мотивации учения девочек из третей школы является  «желание научиться получать знания самостоятельно» (р=0,0000) и «желание определиться в том, какие знания мне пригодятся в будущем» (р=0,02).И, наконец, особенностью мотивации учения девушек из школы С установлено «желание получать новые знания» (р=0,04) и  «совместная деятельность и общение в процессе учебы» (р=0,008).