Особенности проявления мотивации учения и девиантного поведения у подростков из разных школ, страница 2

 Несмотря на несколько большую долю подростков употребляющих наркотики в школе А , тем не менее, значимых различий не обнаружено.

         Аналогичная  ситуации курения ситуация употребления алкоголя подростками  различных школ. Так, в школе А «никогда не употребляют  крепкие спиртные напитки 65,5%, в школе В  76,2% подростков (р=0,01), и в школе С -  87,7% (р=0,001). Никогда не употребляющих пиво 20,8% подростков в школе А, в школе В - 28,5% (р=0,004) и 42,7%  - в школе С (р=0,02).

         Интенсивность употребления алкоголя также имеет существенные различия в разных школах. Если в школе С наблюдается  еженедельное употребление крепких спиртных напитков у  2,5% подростков, то в школе В  у 7,4% юношей и девушек (р=0,009), в школе А  подобная интенсивность употребления характерна уже для 9,7% ответивших на вопрос подростков (р=0,007). 15,9% подростков школы С еженедельно употребляют пиво, примерно каждый третий подросток из школы В употребляет пиво с такой же частой,  и 35,1% подростков из школы А (по сравнению со школой С р=0,0006).

         Таким образом, в школах с равнозначными социально-стратификационными условиями мы наблюдаем разные ситуации с курением и употреблением алкоголя. Следовательно, есть еще особые факторы школы  или условия, которые оказывают существенное влияние на  распространенность и приобщенность подростков к  курению и употребления алкоголя.

         Мы полагаем, что такими факторами являются  сформированная мотивация учения у подростков и  отношение учителей и одноклассников  к курению и употреблению алкоголя.

  Мотивация учения и девиации

         Анализ   мотивации  учения у  курящих  и некурящих подростков выявил, что причина посещения школы «меня заставляют родители» (р=0,0000) и «посещаю школу только для того, чтобы получить аттестат» (0,0000) значительна чаще  указывается  курящими подростками по сравнению с теми кто не курит.  На вопрос о причинах, побуждающих учиться  более значимыми по сравнению с некурящими подростками являются причины «стремление получить одобрение окружающих) (р=0,03) и «стремление получить  уважение сверстников, занять определенное положение в их глазах) (р=0,038).

 Для некурящих подростков более значимы в посещении школы интерес к учению (р=0,003) и желание получать знания, которые пригодятся в будущем (р=0,0000).         Желание получать новые знания (р=0,0000) и  желание  в будущем получить интересную, престижную, высокооплачиваемую работу (р=0,01) наиболее характерно для некурящих подростков.

Таким образом,  у некурящих подростков значительно более высокая мотивация учения. Для курящих подростков характерна низкая мотивация учения и ориентация на  ближайшее окружение, что может говорить о зависимом поведении.

Среди подростков употребляющих наркотики значительно чаще  отмечается причина посещения школы « общение с друзьями» (р=0,02) и «хожу только затем, чтобы получить аттестат» (р=0,0000). Также среди употребляющих наркотики подростков, ответивших на вопрос о причинах, побуждающих учиться, более   значимой является «ничто особенно не побуждает к учебе» (р=0,02).

Интерес к учению (р=0,007),  желание получать знания, которые пригодятся в   будущем (р=0,0002) , «хорошие учителя» (р=0,0003) и «мне нравится организация досуга» (р=0,001) характерны для подростков не употребляющих наркотики. Также более значимым  является «долг и ответственность, считаю, что каждый человек должен учиться» (0,047).

Таким образом, низкий уровень мотивации учения  характерен для употребляющих наркотики подростков. Заметим, что развлечения и общение среди подростков важны  в качестве причины сдерживающей употребление наркотиков.

Анализ причин побуждающих учиться и посещать школу среди употребляющих и не употребляющих  алкоголь подростков выявил, аналогичные курению и употреблению наркотиков  зависимости. Так, среди подростков никогда не употребляющих пиво значительно выше доля ответов о причине учения и посещения школы  «мне интересно учиться» (р=0,001), «хочу получить знания, которые пригодятся в будущем» (р=0,0000) и «желание получать знания» (0,0000). Для еженедельно употребляющих пиво подростков по сравнению с никогда не употребляющими пиво значительно важнее  «общение с друзьями» (р=0,04), «меня заставляют родители» (р=0,000), «получение аттестата» (р=0,0001) и  «меня ничто особенно не побуждает к учебе» (р=0,003).