Особенности проявления мотивации учения и девиантного поведения у подростков из разных школ, страница 3

Стремление получить знания, которые пригодятся в будущем (р=0,0000), желание определиться в том, какие знания мне пригодятся в будущем (р=0,03) и  стремление получить в будущем интересную, престижную, высокооплачиваемую  работу (р=0,0005) значительно чаще встречается в ответах подростков никогда не употребляющих крепкие спиртные напитки.

Для подростков еженедельно употребляющих крепкие спиртные напитки наиболее значимыми являются причины, побуждающие учиться и посещать школу:  «хожу в школу только для того, чтобы получить аттестат» (р=0,0005), «меня заставляют родители» (р=0,0000) и «меня ничто особенно не побуждает к учебе» (р=0,0000).

Таким образом, можно сделать вывод, что характерным для  курящих и употребляющих наркотики и алкоголь подростков  является отсутствие временной перспективы, проявляющемся в очень низком, почти отсутствующем уровне мотивации учения.

Мнения юношей и девушек о причинах посещения школы

Анализ статистически значимых различий выявил особенность  мнений юношей школ В и  С так,   «хочу получить знания, которые пригодятся в будущем» значительно чаще встречается в ответах (р=0,01)  по сравнению с мнениями юношей из школы А.

Иное мнение имеют девушки. Для девушек из А школы причина «только получить аттестат» является наиболее значимой  (р= 0,005) по сравнению с мнениями девушек из школ В и С.

Особенностью посещения девушек школы В стало «хорошая организация досуга» (р=0,002). Статистически значимые различия выявили, что  девушек из С школы родители заставляют ходить в школу  значительно реже, чем в двух других  школах (р=0,04).

Анализ статистически значимых различий мотивации учения юношей выявил лишь одну особенность. Так, доля ответивших юношей на вопрос «укажите основные причины, которые побуждают Вас учиться», что «меня ничто особенно не побуждает  к учебе» из школы В значительно ниже ( 2,2%, р-0,04), чем в двух других.

Девушки третей школы в отличие от своих сверстниц из двух других, значительно чаще указывают на желание научиться получать знания самостоятельно (р=0,0000) и  желание определиться в том, какие знания пригодятся в будущем (р=0,02).

Долг, ответственность (р= 0,003) и  «меня ничто особенно не побуждает к учебе» (р= 0,01) стало особенностью мотивации учения девушек из второй школы. Кроме того, для девушек из второй школы менее значима причина учения «совместная деятельность и общение в процессе учебы» (р=0,008).

Таким образом, можно сделать вывод,  что характерной особенностью подростков из А школы является низкая мотивация учения.

Для подростков  В и С школ характерен интерес к учебе и   желание получать новые знания. При этом для учащихся В школы стремление получать знания самостоятельно  является особенностью мотивации учения.

В целом можно думать, что в школах существуют  особые условия поддерживающие  или не поддерживающие  мотивацию учения у подростков.

Проведенный анализ  целей образования у подростков разных школ выявил, что  для  юношей из школы В  «необходимая подготовка в ВУЗ» является менее значимой целью, чем для юношей из А и С школы (р=0,02).

 Девушки из В школы, наоборот, по сравнению со своими сверстницами из школы А и С  в большей степени считают, что  «необходимая подготовка для поступления в ВУЗ» является целью образования (р=0,01). Также и опыт социального общения и взаимодействия более значимы для девушек из третей школы (р=0,02).

Особенностью мнений девушек из второй школы относительно целей образования являются значимые различия в предпочтениях «прочных знаний» по сравнению с девушками  из третей и седьмой школы (р=0,01). «Возможность развития своих способностей» для девушек из третей и седьмой школы  полагается целью образования  значительно в большей степени, чем девушками из второй школы (р=0,037).

Девушки седьмой школы более чем девушки из школ три и  два  ориентированы на опыт участия  в общественной жизни и деятельности (р=0,02), нежели чем на хорошую предпрофессиональную подготовку (р=0,03).