Механизм восприятия телевизионных героев зрителями-подростками, страница 3

Исходя из теории отношений В.Н. Мясищева и А.А. Бодалева, можно говорить, что последствия при эффекте телевизионного воздействия должны обнаружиться в поведенческом, когнитивном и аффективном аспектах отношений человека к окружающей его действительности,  в частности, к его непосредственному окружению [28]. В любой отрасли массовой коммуникации - кино, радио, печать или телевидение — мы сталкиваемся с событием, которое происходило, происходит или должно произойти, а оно всегда предполагает определенное поведение людей, которое является причиной, следствием или неким феноменом в системе этого события. Поэтому поведение человека – это  одна из сущностных сторон содержания массовой коммуникации. Но поведенческое содержание массовой коммуникации предполагает оценочность в системе поведения, означающую, что поведение категоризировано в отношении отдельных действий, поведенческих актов, выступающих для воспринимающего их субъекта в качестве знаков, указывающих на то или иное значение поведения. Таким образом, поведенческому содержанию массовой коммуникации соответствует ее когнитивное содержание, заключающее в себе направленность значений и отношений. В свою очередь, поведенческое содержание массовой коммуникации, имеющее для субъекта то или иное значение, т.е. представленное в когнитивном своем плане, образует некий контекст происходящего, который представляет собой аффективную тональность коммуникативного акта. Любое поведение в структуре содержания массовой коммуникации, что-либо значащее для воспринимающего их субъекта, аффективно окрашено. Таким образом, в содержании массовой коммуникации обнаруживаются три  аспекта: поведенческий, когнитивный и аффективный.

«Ежедневно мы сталкиваемся со стереотипами массовой коммуникации в сознании людей, с определенным, выдающим влияние на человека ее средств, эмоциональным отношением к миру, с поведением, воспроизводящим поступки «героев» печати, телевидения или радио и, наконец, с привязкой определенных типов поведения к тем местам жизнедеятельности человека, на которые указывают средства массовой коммуникации, что свидетельствует о том, что массовая коммуникация есть одна из сторон создаваемой человеком искусственной среды. Зритель волен выбирать набор передач, характеризующий его индивидуальную телевизионную среду. Этот набор содержания массовой коммуникации может расходиться с целями и задачами, которые ставит перед собой конкретный авторский коллектив» [42]. Несмотря на исходную границу между позицией автора и установками аудитории, зритель находится внутри искусственной среды, что  обнаруживается в качестве «следов» в их поведении, эмоциональном отношении к миру, отражении его и «привязке» поведения к определенному месту. Происходит это из-за трансформации первоначального смысла, вкладываемого в каждое произведение. Поэтому за аудиторией признается активное, творческое начало. Феййа [41] предлагает определить значимость признаков по­ведения, вызванных переживанием событий фильма: отбор значимой информа­ции, превращение ее в мотив, подавление немедленных действий, после чего происходит последовательное преобразование усвоенной информации эстетиче­ского и семантического характера из картины. «Стоит го­ворить о зрительском перевоплощении в процессе восприятия, активной воспри­нимающей позиции. Поведение зрителя сталкивается с квазиповедением дейст­вующих лиц, он черпает интересующие сведения, «встраивает» их в свое созна­ние и преобразует в импульсы переживаний и размышлений, в мотивы своих действий. Отобранная и эмоционально закрепленная информация может стать скрытым мотивом, а при соответствующих условиях будет способна оказывать целенаправленное влияние на психику, отдельные поступки или даже поведение человека в целом» [41]. В момент же влияния фильма на зрителя поступки имеют  «еще гипотетический характер» из-за неразрывности с действием фильма, но уже «начинают жить в личности» как реальная модель, а не как эстетическое ощущение или построе­ние. При этом важно, что зритель всегда свободен выбирать информацию, кото­рая отражается в скрытом мотиве, и что влияние оказывает и предыстория лич­ности, связанная с позицией в социальной группе, системой поступков, общественных ролей, пережи­ваний, размышлений. Позиции, определяющие восприятие мира, являются важными составными частями построения мотива, способствуя или мешая развитию определенного воспринимающего поведения, а затем – и повседневных поступков, для чего необходимо, чтобы зритель отождествился с ценностями фильма как с реальными, что позволяет понять смысл поступков героев и сделать скрытый мотив эффективным, т.е. демонстрируемым. От скрытого мотива зависит конечное действие, реализующееся в повседневной жизни. «Воспринимающий зритель включается в действие фильма даже в случаях, когда качества кинообраза отвечают не реальным, а лишь идеализированным представлениям зрителя о себе, его идеалу. Это и является одним из главных двигателей выбора и предпочтения кинозвезд, подражания и привычкам их и одновременно служит мотивом ряда поступков» [41]. В повседневном поведении зритель часто пытается подражать любимому образу, созданному актером: может совершать тот или иной поступок киноактера, проявлять стиль поведения, использовать ту же манеру одеваться. Процесс отождествления в ходе восприятия сюжета имеет разновидности. Одна из них основана на эмоциональном присутствии в квазиреальности, когда зритель в меньшей степени усваивает образцы киногероев, не желает подражать, слепо следовать им.  Во втором случае помимо эмоционального участия  и понимания событий и людей на экране есть потребность дальнейшей реализации мотива в повседневном поведении.