Механизм восприятия телевизионных героев зрителями-подростками, страница 4

Альберт Бандура считает, что всякие феномены научения происходят на опосредствованной основе путем наблюдения за поведением других людей и последствиями такого поведения. «Способность обучаться путем наблюдения дает возможность усваивать сложное, комплексное поведение со всей последовательностью действий без необходимости в последовательных приближениях, долгого и нудно изучения его методом проб и ошибок или ассоциаций по смежности, т. к.  ошибки могут привести к дорогостоящим или роковым последствиям.  В этом виде обучения безрассудно позволять людям учиться на своих ошибках» [23]. Процесс социальной передачи информации происходит посредством использования моделей, представляющих собой образцы культурного поведения. Термин «модель» может относиться как к реальному человеку, например, учителю, родителю, сверстнику, родственнику, так и к символьной модели, включающей такие образы, как словесные и письменные инструкции, рисунки, психические образы, персонажи фильмов, комиксов, религиозные деятели, сюжеты и персонажи книг и телепередач.  Некоторые сложные виды поведения могут вырабатываться только с помощью моделирования. Кроме того, оно сокращает по времени процесс внедрения нового поведения. Некоторые формы моделей настолько привлекательны, что в течение длительного времени сильно притягивают к себе внимание людей разных возрастов. «Это наиболее ярко иллюстрируется примером воздействия телемоделей. Появление телевидения необычайно расширило диапазон моделей, доступных наблюдению как детей, так и взрослых, благодаря чему они могут изучать различные стили поведения людей разных субкультурных слоев. Влияние телемоделей оказывается настолько эффективным, что зрители обучаются многому из того, что видят даже при отсутствии побуждения к обучению» [3].

Не менее важную роль в социальном научении играет подкрепление. Есть два источника подкрепления для подражательного поведения: прямое и косвенное. Прямое подкрепление происходит, когда последствия поведения ведут к подкреплению. Косвенное состоит в получении подкрепления от наблюдения того, как кто-то ведет себя определенным образом. Знание того, что поведение модели является эффективным с точки зрения получаемого им полезного или вредного результата, делает подобное научение более эффективным за счет привлечения внимания наблюдателя к действиям модели.