Механизм восприятия телевизионных героев зрителями-подростками, страница 2

Резуль­татом взаимодействия телеаудитории и коммуникатора становится феномен популярности или непопулярности телевизионного героя, складывающийся на основе представлений о нем и выражающийся во внимании и интересе к нему, общественном признании. В соз­нание общества, а следовательно и отдельных его индивидов, по­степенно входит новая ценность: принятие личности большой ау­диторией. Человек на экране появляется в роли, явля­ется носителем некоторого содержания, предназначенного для публики. Для подростка как зрителя характерно, что «в этом возрасте идет поиск идеала, образца для подражания: это чаще литературный или киногерой, сверстник» [7]. Именно этот виртуальный герой становится носителем и выражением «нормы» для подростка.

Телевидение привлекает тем, что имеет «гораздо более обширные границы для выбора тем разговора, чем, например, кино. По интимным, очень личным вопросам, которые волнуют подростков, наверное, не очень ловко беседовать с аудиторией в кинозале. Телевидение же, обращаясь одновременно к миллионам, беседует с немногими. Еще одно важное качество – присутствие на экране постоянного героя. Именно постоянные герои завоевывают популярность и пользуются значительным успехом у зрителей» [1]. Это говорит в пользу предположения, что герои многосерийных фильмов будут чаще и с большей вероятностью избираться как носители культурных или субкультурных норм ценностей.

Собкин В. С. замечает: «Кинематографисты в меньшей степени стремятся разбудить чувства юного зрителя, его фантазию. Это проводит к тому, что восприятие киногероев у подростков оказывается по сути внеэстетическим» [33]. «Подростки внимательны к действиям персонажей именно в силу того, что они постоянно проецируют увиденное на себя, пропускают через себя действия героев. Происходит идентификация с ними, отождествление. При этом понятно, что если подросток отождествляет себя с героем, которому волей авторов фильма уготована роль носителя идеи, то фильм может оказать на юного зрителя самое плодотворное, воспитательное воздействие» [40]. 

Но не редки случаи, когда положительные персонажи не воспринимаются юным зрителем, как задумывалось автором, а происходит отождествление с отрицательным. Объяснение этому можно найти в книге Федерико Феллини «Делать фильм». Он акцентирует внимание на такой особенности подросткового восприятия, как карнавальность, праздность. А это редко учитывается  кинематографистами. Ведь «подросток не просто подражает герою, а сначала сопереживает (или не сопереживает!) ему. Причем сопереживает герою, восставшему против совершенства, так как подростки хотят видеть не чистые, стерильные образцы нравственного поведения человека, а рождение их из хаоса поступков еще не развившейся личности, часто «неадекватной», смешной, нелепой в своих действиях. И такой герой должен преодолеть сверхпрепятствия, испытания, в которых может доказать свою значимость, борясь за свои идеалы». Именно про таких персонажей подростки-зрители говорят: «нормальный», «обыкновенный», «свой парень», «как все». Значит «норма» в этом возрасте и есть бурная деятельность, активность, жизненность, противостояние, хотя и периодически меняется зрительская аудитория: происходит смена вкусов, настроений, интересов. Так же меняются и герои, привлекающие публику, их внешний облик, поступки с их мотивами.

Но остается неизменным «важность зрелищности, которая зависит от социально-психологических закономерностей, и ее первопричина – в зрительской аудитории, в потребности непосредственно совместно переживать причастность к чему-то общезначимому. В процессе подобного единения и эмоционального общения  оказывается более легким внушение за счет более яркого противопоставления группировок «они» - «мы» и присоединения с последующей идентификацией к одной из них» [39]. Тем самым удовлетворяется потребность в чувстве сопричастности.  «Чтобы обезопасить себя от распада собственной идентичности в критические моменты, подростки временно сверхидентифицируются (иногда до внешне полной утраты идентичности) с киногероями. Тем самым они стереотипизируют себя, свои идеалы, что помогает справляться с трудностями и не остаться в одиночестве. Кроме того, у них доминирует сознание того, что носители тех же идеалов преуспевают во взрослом мире и являются лучшими из лучших» [46].