Исследование семьи как субъекта воспитания в Красноярском крае (по материалам социологического исследования), страница 18

Важным условием грамотного воспитания является согласованность воспитательных требований всех членов семьи. На вопрос: «Случалось ли в Вашей семье так, что один из взрослых запрещал то, что разрешал другой?» утвердительно ответили 66,1% респондентов. При этом характер ответов мало зависел от места их проживания.

Разногласия между родителями в предъявлении требований учат ребенка лавировать, приспосабливаться к обстановке. В ситуации, когда один из взрослых запрещает то, что разрешает другой, как правило, у детей задерживается формирование навыков правильно поведения, плохо формируются разумные привычки, послушание.

Подводя итог анализу особенностей семейного воспитания, можно отметить следующие существенные показатели: основным субъектом воспитания является мать, при этом в около 70% семей существуют разногласия между родителями в предъявлении требований к ребенку, что говорит о недостаточной педагогической грамотности родителей. Осознают данный дефицит существенный процент родителей, причем женщин больше, чем мужчин, что в совокупности с ответами на вопрос об отношении ук воспитанию позволяет сделать вывод, что женщины более ответственны в вопросе воспитания детей. Более высокий процент родителей в городе осознает нехватку педагогических знаний по сравнению с селом и малыми городами, что можно объяснить более высоким темпом жизни в городе, что создает множество не стандартных воспитательных ситуаций, в решении которых родители ощущают трудности. При этом необходимо отметить, что на школу и те общественные институты и организации, которые призваны повышать педагогическую компетентность родителей и помогать им в воспитании детей, родители практически не возлагают надежд. Это говорит о том, что реальной помощи от социальных образовательных учреждений родители не получают.

Следствием низкой педагогической грамотности, а также отсутствия материальных возможностей, является такая основная форма воспитания в семье как контроль за поведением ребенка дома, во дворе, в школе. Это существенно снижает воспитательный потенциал семьи, так как такое воспитание не способствует формированию качеств, требующихся ребенку для адаптации и нормального функционирования в современном обществе.

2.4. Обсуждение результатов

Проведенное исследование позволило выявить некоторые условия и факторы, влияющие на выполнение семьей воспитательной функции в Красноярском крае.

1.  Были зафиксированы тенденции перехода от традиционного, патриархального образа жизни к современному, индивидуалистическому. При этом важно отметить, что переход в основном наметился в сфере семейного управления, тогда как в сфере воспитания семья по-прежнему придерживается традиционных форм. Так основная форма воспитания в семье – контроль, не способствует формированию у ребенка таких качеств как самостоятельность, независимость, активность, целеустремленность. Именно такие требования к человеку выдвигает современное общество. Таким образом, воспитательные действия родителей не соответствуют требованиям динамично изменяющегося общества. Это подтверждает нашу первую гипотезу.

2.  Место проживания как один из важных факторов, влияющий на воспитательный потенциал семьи. В литературе описано, что «реализация потенциальных воспитательных возможностей, заложенных в каждой семье, во многом зависит от характера общественной жизни, от того, в какой среде (городской или сельской) семья осуществляет свою жизнедеятельность. Специфика городского или сельского поселения обусловливает в целом своеобразие семейной жизни, воспитательного потенциала семьи». [23] Исследование подтверждает данное утверждение. В зависимости от городского или сельского поселения выявились различия в материальном положении, основных формах и субъектах воспитания, различные возможности для проведения семейного досуга. Также данное исследование позволило выявить «особое» положение, а, следовательно, особенности в реализации воспитательной функции в так называемых малых городах. Данные города находятся в промежуточном положении, когда городской образ жизни и инфраструктура еще не сформированы, а сельский отмирает, следовательно социокультурная ситуация в них особенно тяжела. Это отражается в особенностях воспитательного потенциала данных семей.