Исследование семьи как субъекта воспитания в Красноярском крае (по материалам социологического исследования), страница 14

Обратим внимание на третий по частоте вариант ответов – «не хватает педагогических знаний». Это говорит о возрастании у родителей ответственности за воспитание детей и анализе своей воспитательной деятельности. Таким образом, обратимся к такому показателю воспитательного потенциала семьи как педагогическая компетентность родителей.

Педагогическая компетентность, осведомленность родителей в вопросах воспитания детей является важной характеристикой воспитательного потенциала семьи. Исследование позволило предположить недостаточную педагогическую грамотность родителей. Мы постарались проследить это в ответах респондентов на вопрос об источниках информации по вопросам воспитания детей. Ответы на данный вопрос, в соответствии с полом респондентов, приведены в таблице 2.13.

Таблица 2.13

Источники информации по вопросам воспитания детей

Варианты ответов

Всего

Мужчины

Женщины

Пользуюсь только своими знаниями и опытом

52,08%

61,74%

48,92%

Пользуюсь советами друзей, родственников

17,30%

15,30%

17,96%

Читаю соответствующую литературу

20,44%

14,09%

22,52%

Слушаю передачи по радио, телевидению

6,60%

5,39%

7,13%

Другое

3,39%

3,30%

3,42%

Анализ ответов на это вопрос показывает, что более половины всех опрошенных пользуются только своими знаниями и опытом. В вопросах воспитания детей опираются только на свой опыт почти 62% мужчин. Среди женщин процент значительно меньше – только 49%. Женщины значительно чаще мужчин читают соответствующую литературу (почти 23% против 14% мужчин), они чаще обращаются за советами к друзьям и родственникам, слушают соответствующие передачи.

Ответы на этот же вопрос в зависимости от места жительства респондентов показывают, что различия по этому показателю между жителями различных населенных пунктов незначительны.

Существенные различия обнаруживаются только по двум параметрам: в г. Красноярске родители существенно меньше жалуются на нехватку свободного времени; почти на 10% больше таких ответов дают жители малых городов. С другой стороны, в г. Красноярске существенно большее число родителей ощущает нехватку педагогических знаний – почти 15% против 7% в малых городах. Это может быть объяснено большим уровнем требований к родителям, которые предъявляет городская среда, и неготовностью родителей решать возникающие в новых социокультурных условиях воспитательные задачи. В селе же среда относительно консервативна, а, следовательно, стабильна, поэтому проблем с воспитанием детей возникает существенно меньше.