Сравнительное государствоведение в юридическом образовании

Страницы работы

Содержание работы

Сравнительное государствоведение  в юридическом образовании

       Кардинальные изменения в современном мире и  в обществе отдельно взятых стран (глобализация, становление постиндустриального открытого информационного общества, новые стороны публичного управления и роли государства) вызывают изменения в системе юридического образования. На наш взгляд, для юристов, та или иначе связанных с определенными сторонами публичной деятельности, необходимо  системное изучение реализации публичной власти народа на всех ее уровнях. Такая власть не сводится к государственной власти (как это иногда по традиции говорится), а представляет собой иерархическую и вместе с тем автономную на каждом уровне систему публичной власти народа (части народа) территориальных публичных коллективов, начиная от общества страны, представленного государственной властью, идущую через субъекты федерации (в федеративном государстве),  территориальные политические автономии (там, где они есть) к низовым муниципальным образованиям. На всех уровнях территориальных публичных коллективов их народ (население) избирает свои органы публичной власти, обладающие определенными полномочиями в рамках конституции и законов государства. Такая системность обеспечивает необходимую соподчиненность, иерархию, что обусловлено самой природой отношений в обществе: части общества (другие территориальные публичные коллективы) подчинены закономерностям системы в целом). Фиксированные полномочия того или иного звена территориальных публичных коллективов, создание ими своих органов и их компетенция  обеспечивают необходимую автономность в рамках общей системы. Верховной в этой системе власти является государственная власть. Только она суверенна и устанавливает наиболее общие правила реализации публичной власти других территориаль публичных коллективов (речь идет именно о публичных коллективах, а не просто территориальных, которые могут иметь, например. географическую или экономическую основу). Сюда, естественно, были бы включены вопросы об общественных объединениях, их отношениях с органами и учреждениями публичной власти, о корпоративной власти в этих объединениях. Такой подход к изучению    системы реализации публичной власти народа давало бы обучающемуся более целостное и полное представление об управлении в демократическом обществе, в той или иной отдельно взятой стране, например, в России или Украине. Такая учебная дисциплина могла бы быть названа , скажем, публичное управление в той или иной стране (слово «публичное» отсекало бы иные формы управления). Если это изучение сделать сравнительным (по определенным группам стран, по моделям политических систем или даже по видам современной цивилизации, теперь, например, ясно, что, несмотря на определенные сближения с Западом, мусульманский мир представляет собой особое сообщество), то  мы получили бы значительное расширение объекта и инструментария для сравнительного изучения и, , следовательно, заниматься этим более системно и с большей пользой для своей страны, изучая самый разнообразный опыт.  Однако, по-видимому, на данной стадии, при современном состоянии научных исследований мы к этому еще не готовы. Соответствующие концепции еще нужно разработать, опробовать в экспериментальном порядке.

           Если же еще более широко подойти к вопросу о подготовке юриста, которому приходится работать в различных ситуациях и на разных часто  по существу управленческих должностях, то, возможно, наиболее общей методологической дисциплиной мог бы стать курс «Система управление в обществе». К этому мы тоже еще не готовы, а создание такого курса дело не быстрое. Тем не менее, уже сейчас мы можем расширить фронт  практически важного для юристов изучения, введя дисциплины «государствоведение» и «сравнительное государствоведение», выходя за рамки только правоведческого сравнения. И то, и другое – это теория среднего уровня. Для введения таких дисциплин есть уже наработанный материал и необходимые педагогические кадры. В таком изучении есть и общественная потребность, о чем мы скажем ниже. Конечно, вопросы государственности изучаются  в теории государства и права, но  это делается обычно на первом курсе, а сам подход к изучению почти не имеет практически-прикладного характера. Такие вопросы изучаются также в конституционном, административном праве, в какой-то мере их касаются почти все юридические дисциплины ( с органами землеустройства студенты отчасти знакомятся в земельном праве, с финансовыми органами – в финансовом и т.д.), но это делается через призму правовых норм, Многие стороны реальной ткани государственности остаются в стороне. Студенты получают недостаточно данных о государственных органах, государственных учреждениях, их месте и роли, об их деятельности.

     Известно, что организация государства, его роль в современном обществе, его отношения с другими структурами общества существенно изменились. От идей «государства – ночного сторожа» (минимального государства), к «государству-мощи» (сильному государству), затем – к «государству добра» (в современном варианте «государство благосостояния» - well-fare state) исследователи все чаще  обращаются к концепции эффективного, работающего государства (точного термина нет, в дискуссии возражающие просто заменили  well-fare на work-fare). Считается, что оно обязано создавать инфраструктуру, в том числе образование, здравоохранение (социальное государство) и обеспечивать основные потребности граждан, но человек сам должен заботиться о себе и своей семье. Такой подход нашел свое выражение в некоторых новых конституциях, например, швейцарской 1999 г. Что бы ни говорилось о любом, якобы отделенном от государства “гражданском обществе” (это неудачное словосочетание вошло в общественную мысль, и им приходится пользоваться за неимением лучшего термина, все попытки найти последний не привились),  общество уже с давних пор – государственно организованное общество, тем более это относится к современному обществу. Своим  регулированием ( концепция регуляционного государства) путем принятия законов, иных правовых актов, другими мерами (инвестиции, установление тарифов и т.д.) государство, его органы оказывают влияние на все основные стороны жизни общества, управляют теми  отношениями, которыми можно управлять и которые поддаются управлению со стороны государства.  Государство управляет многими экономическими процессами (государственная собственность, перераспределение  огромных средств государственного бюджета, программирование и планирование развития экономики и т. д.), социальными отношениями ( образование, здравоохранение, отношения труда и капитала и др.), политическими отношениями ( установление основных принципов порядка создания и деятельности политических партий, общественных объединений, публичных мероприятий – митингов, демонстраций и т.д., определенными сторонами духовной жизни общества (запрет пропаганды насилия, деструктивной идеологии, правила для средств массовой информации  и др.). Даже некоторые интимные стороны жизни не ускользают от государства (вспомним неудавшийся импичмент против президента Клинтона в США в 1999 г., интимные стороны жизни которого обсуждались в суде и в парламенте, хотя основанием процесса импичмента было не это, а ложные показания под присягой и принуждение свидетеля – партнера-женщины к даче ложных показаний). Особая роль государства требует повышенного внимания к данной проблематике, детального изучения форм организации, методов деятельности, сравнительного анализа для применения   наиболее к продуктивных образцов с учетом конкретных условий той или иной страны

Похожие материалы

Информация о работе