Сравнительное государствоведение в юридическом образовании, страница 2

    В отличие от правоведения, где “клеточкой” анализа является правовая норма, а изучение осуществляется по институтам той или иной отрасли права, исходным пунктом государствоведения должен стать, на наш взгляд, институт государственности ( не только собственно государства, но и государствоподобного образования, например, субъекта федерации или такого образования, как Европейский Союз). Такой институт представляет собой единую организационно-функциональную структуру, включающую организационную сторону, место и роль среди других институтов государства и общества, особенности функций, формы и методы деятельности, прямые и обратные связи с управляемыми объектами, прежде всего с населением, плюсы и минусы того или иного института ( не столько абстрактно, сколько в различных конкретных условиях той или иной страны), эффективность ( продуктивность) института. Среди форм таких институтов , видимо, находятся государственные организации, государственные органы, государственные учреждения, субъекты федерации, различные виды территориальной автономии, институты конституционного контроля, федерального воздействия (в федеративных государствах),  государственного контроль в отношении местного самоуправления и другие. Перечень институтов государственности и соответствующие классификации ( институты неодинаковы, кроме того, у некоторых на первый план выходит организационная сторона, у других – функциональная) еще предстоит разрабатывать. Институциональный подход в государствоведении позволил бы, на наш взгляд,  дать более полные “практические выходы” такого изучения  и соответственно – преподавания.

     Учебный курс государствоведения ( и с соответствующими поправками – сравнительного государствоведения) мог бы иметь следующую схему.

1.  Предмет учебного курса и методы его изучения. Основные школы и направления.

2.  Общество и управление. Возможности и пределы управления. Основные модели общества и модели управления.

3.  Территориальный публичный коллектив, виды. Власть в территориальном публичном коллективе.

4.  Личность, коллектив, общество, государство. Управленческие взаимосвязи.

5.  Государство и государственность (субъекты федераций, территортальные автономии, политические образования в ходе национально-освободительной борьбы, самопровозглашенные республики и т.д.)

6.  Публичная власть, государственная власть и государственное управление (управление при широком подходе к нему).  Государственная власть как верховная и суверенная в обществе.

7.  Государство и статус личности (человек, гражданин и т.д., взаимные права и обязанности, пределы регулирования поведения личности).

8.  Государство и экономика (креативная , регулирующая и трансформирующая деятельность). Законы эколюционного развития и пределы вмешательства. Социальные предпочтентя разных групп общества и государство.

9.  Государство и социальные отношения ( регулирование отношений труда и капитала, социальное партнерство, образование, здравоохранение и т.д.).

10.  Государство и политические отношения (государство, партии, общественные объединения, массовые публичные мероприятия, политический режим и др.).

11.  Государство и духовная жизнь общества , особенности регулирования.

12.  Государственная организация, государственное учреждение, государственный орган. “Материальные придатки” государства (армия. полиция, тюрьмы и т.д.).

13.  Государственная служба и должностное лицо. Администрирование и менеджмент в управлении.

14.  Формы государства в современном мире (монократическая, плюралистическая, сегментарная).

15.  Формы государственно-территориального устройства и политических объединений государств  (конфедерации, Европейский Союз и т.д.).

16.  Формы правления. Нетипичные формы. Президентско-парламентарные республики и парламентарно-президентские республики. Монархические элементы в республике (пожизненные президенты и др.) и  республиканские в монархии.

17.  Формы государственного режима (демократический, авторитарный,тоталитарный  и др.).

18.   Модели и органы законодательной власти.

19.  Модели и органы исполнительной власти

20.  Модели и органы судебной власти.

21.  Государство и местное самоуправление.

22.  Формы современной цивилизации и модели государства в современном мире (государство социального капитализма, исламское государство, государство тоталитарного социализма и др.).

При введении такого учебного курса теории государства и права превратилась бы во вводную дисциплину на первом госу обучения (что-то вроде энциклопедии государства и права, а теория права стала бы отдельной дисциплиной на последующих курсах).

  Высказанные предложения совсем не являются истиной в последней инстанции. Они нуждаются в тщательном обсуждении: нужно осмотрительно взвесить все “за” и “против”, чтобы не разрушить то, что имеем.