Проблемы цивилизационных войн и глобализации: Сборник статей, страница 4

54

универсальное торжество либеральных ценностей под эгидой "pax Americana", экономической,  политической,  военной  и  духовной

гегемонии США, и… "перспективу многовековой скуки в конце Истории".

            Увы, скучать в этом новом мире как раз не приходится: История не только не закончилась, но и совершила новый виток. Уже в начале 90-х гг. достаточно отчетливо обозначились очертания нового этапа исторического развития человечества. На смену контролируемому миру эпохи "холодной войны", когда каждая сверхдержава имела свою "зону ответственности", благодаря чему при наличии множества локальных конфликтов сохранялся известный порог безопасности, пришел мир не контролируемый. Собственно, это и продемонстрировали события 11 сентября.

            Но еще до этого угроза, о которой с такой тревогой писал Л.Февр, стала превращаться в реальность. Одним из первых это осознал известный американский политолог С.Хантингтон, уже в 1993 г. декларировавший наступление после краха мировой социалистической системы новой исторической эпохи, главное силовое поле которой образует борьба между цивилизациями. К этому выводу ученого привела сама жизнь, заставившая его радикально изменить свои взгляды на современное мироустройство.       Ведь еще в 1991 г. он опубликовал книгу "Третья волна: демократизация в конце ХХ в.", шедшую в русле, обозначенном статьей Ф.Фукуямы "Конец истории". Вслед за ее автором он писал здесь об универсальных либеральных ценностях, важнейшей из которых провозглашалась демократия и связанные с ней права человека и индивидуальные свободы. Крушение социалистического лагеря рассматривалось в книге как одна из волн демократизации (отсюда и ее название). Хантингтон выражал уверенность, что мир демократии неизбежно

распространится на Восток, где восторжествуют западные либеральные   ценности.   Этот   демократический    мир,   полагал

7

ученый, будет относительно свободным от международного насилия,   так   как    демократии   не    воюют    с    демократиями.

            Жизнь, однако, очень скоро внесла свои коррективы в это радужное видение настоящего и будущего. Будучи директором Института стратегических исследований Гарвардского университета, С Хантингтон возглавил работу над проектом "Изменяющаяся безопасность среды и американские национальные интересы"", итогом чего стала его статья "Столкновение цивилизаций?" (1993), являвшаяся практически полным отрицанием взглядов, представленных в предыдущей книге ученого.

            Констатируя вступление мировой политики в новую фазу и отвергая концепцию "конца истории" и иные представления, упускающие центральный аспект этой политики, С.Хантингтон в самом начале статьи формулирует собственное видение грядущего. "Моя гипотеза, - пишет он, - заключается в том, что фундаментальный источник конфликта в этом новом мире будет не преимущественно идеологический или экономический, а культурный. Национальные государства останутся самыми мощными деятелями в мировой политике, но принципиальные ее конфликты будут происходить между нациями и группами разных цивилизаций. Столкновение цивилизаций будет доминировать в глобальной политике. Линии разлома между цивилизациями будут линиями борьбы в будущем"[2].

            С.Хантингтон выделяет несколько фаз в эволюции конфликтов в западном мире на протяжении последних трех с половиной веков после заключения в 1648 г. Вестфальского мира, установившего в Европе определенную систему международных отношений. Сначала это были "войны королей", на смену которым, начиная с Французской революции, пришли "войны народов".  Так  продолжалось  до  конца   мировой войны, когда в

химии, большая часть сферы услуг, то есть основная часть сферы создания ВВП.

-   будет ограничена свобода проведения самостоятельной внешней политики; возможности России влиять на принятие решений в рамках ВТО будет  ограничена.