Проблемы цивилизационных войн и глобализации: Сборник статей, страница 8

этнокультурное развитие отдельных наций и народов будет определяться не межцивилизационными конфликтами, а идти по пути развития позитивной самобытности, представляющей собой органичный синтез традиционных культур и тех или иных элементов западной модернизированной культуры, доказавшей свою универсальность и привлекательность для самых удаленных уголков земного шара. Хотя нельзя исключать новых попыток разжигания межнациональных и межцивилизационных конфликтов со стороны различного рода экстремистов.

Для России проблема развития позитивной самобытности стоит намного острее, чем для других стран, в силу специфической для российского «суперэтноса» (если применить термин Л.Н.Гумилева) цивилизационной амбивалентности – продукта его исторического генезиса, в результате чего мы являемся носителями двух, к сожалению, до сих пор конфликтующих друг с другом, ментальных начал: европейского  и азиатского. Возможно, именно это обстоятельство и предопределило  катастрофический характер русской истории, о котором говорил Н.А.Бердяев. Это своего рода тот цивилизационный вызов России, на который она еще не нашла адекватного ответа. Найти его можно только на путях развития позитивной самобытности, которая обеспечит гармоничный синтез между этими двумя ментальными началами. Без такого синтеза нам не решить другую проблему – проблему формирования собственной цивилизационной модели жизнеустройства, ибо она должна базироваться не только на специфических для нас природно-климатических условиях, но и на едином ментальном фундаменте.

49

нашей эпохи. И совершенно неправильно говорить в данном случае о конфликте между «богатым Севером» и «бедным Югом», между христианством и мусульманством, как это делают некоторые политики и публицисты.

Есть только один путь преодоления этого конфликта. Это путь «позитивной самобытности», то есть поиска возможностей равновесия и взаимодополнительности (или как сейчас иной раз говорят, «эквилибриума») между традиционными культурами и модернизированной культурой западного мира. Второй путь – путь агрессивной конфронтации и отторжения западных либеральных ценностей, который избрали исламские экстремисты, – абсолютно бесплоден. Распространение западных либеральных ценностей, западной массовой культуры, снимающих множество всяких запретов, уравнивающих женщину в правах с мужчинами и т.д., все равно не остановить. Это еще раз подтвердили последние события в Афганистане: как только талибы покинули Кабул, жители столицы с радостью начали сбривать опостылевшие им бороды.

Пока что нет никаких оснований соглашаться с утверждением Самюэла Хантингтона о том, что в будущем «в мировой политике будет доминировать схватка цивилизаций». Первая попытка столкнуть две цивилизации – христианскую и мусульманскую, предпринятая со стороны исламских фундаменталистов, с треском провалилась. Контртеррористическую операцию Вашингтона поддержали не только страны и общественно- политические организации христианского мира, но и мусульманского: Саудовская Аравия, Египет, Иран, Ливия, Организация Освобождения Палестины во главе с Ясиром Арафатом, а также Организация Исламская Конференция, объединяющая несколько десятков государств мусульманского мира.

Думается, что мировое сообщество извлекло уроки из последних событий и можно надеяться, что дальнейшее

48

США в разгар антитеррористической акции одностронний выход из договора о ПРО неизбежно порождает новый виток гонки вооружений, означающий дальнейшую дестабилизацию мирового порядка, а, следовательно, и унавоживание почвы для новых террористических действий.

            Так есть ли выход из этого порочного круга? Вернемся к призыву Л.Февра научиться понимать друг друга как единственной альтернативе атомной катастрофе. Но такое понимание предполагает осознание инаковости людей, принадлежаших к различным цивилизациям, а значит и осмысление чужой цивилизационной ментальности. Коль скоро мы констатируем одновременное существование разных цивилизаций, обладающих различным набором духовных ценностей,   мы   необходимо    должны    прийти    к    отрицанию