Проблемы цивилизационных войн и глобализации: Сборник статей, страница 14

 Альтернативной тезису о дивергенции (расхождении) ценностей Далтона является тезис Инглехарта о глобальной конвергенции ценностей. Более взвешенной все же представляется позиция Рассела Далтона. Далтон считает разумным использование такой дефиниции, как “конвергенция ценностей” лишь в смысле определения ориентации на поддержку либеральных и демократических ценностей, воплотившихся в западных политических традициях. Однако суть модели пост-материальных ценностей, по его мнению, составляет складывание в развитых индустриальных обществах новой формы социального и политического устройства, что свидетельствует о расхождении, разрыве между продвинутыми индустриальными демократиями и демократиями переходного периода. Для обозначения этого явления более приемлем термин, определяющий эффект дивергенции социально-политических ценностей в обществах с различным уровнем развития демократии. (Dalton // The New Handbook of Science ... 1996, p. 343-344).

Полагаем, что для отставших в своем развитии стран идея глобализации на условиях модернизации и трансформации ценностей становится заманчивым рецептом, с помощью которого можно быстро улучшить свое положение. Однако суровая

41

развитых индустриальных стран. То есть, строго говоря, концепция перехода от материальных к пост-материальным ценностям специфична и практически примененима для изучения преимущественно развитых западных обществ, для котрорых характерно возрастание интереса личности к качественным аспектам жизни, таким, как экология, права женщин, защита прав потребителей и др.

 Второй формой воплощения в исследовательской практике тезиса о пост-материальных ценностях стало выдвижение на первый план  контрастирующих с ценностями сложившихся демократий ценностей тех стран Восточной Европы и  Восточной Азии, которые недавно встали на путь демократических преобразований по западному образцу. Была предпринята попытка распространить основные положения пост-материалистической концепции на исследование названных выше обществ (Inglehart and Siemenska, 1990; Gibson and Duch, 1994). Такая исследовательская гипотеза вызвала ряд вопросов у других аналитиков. Рассел Далтон в этой связи счел необходимым напомнить, что Инглехарт сформулировал основные положения пост-материализма исходя из того, что пост-материальные ценности являются следствием уровня экономического и политического развития, в направлении к которому страны Восточной Европы и Юго-Восточной Азии лишь только начали свое движение. Это обстоятельство должно предопределить перспективу и содержание политического курса названных стран.

 По мнению Далтона, следует ожидать, что общественность и политические элиты стран Восточной Европы и Восточной Азии будут делать больший акцент на материальных социальных целях, которые в свое время были доминантой политики западных демократий. Например: в то время, как датчане будут стремиться к достижению пост-материальных целей, граждане Польши будут надеяться на обретение материальных благ, которые для датчан стали уже  привычными.

40

Ю.В.Куперт

К ВОПРОСУ О ПРИРОДЕ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ И ПРОБЛЕМЕ

ГЛОБАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

История и современность с удивительной настойчивостью наталкивают общество на мысль о неплохих перспективах объединения усилий для достижения человеческого единства, мобилизации духовного и материального потенциала мировых цивилизаций и культур в интересах  равновесия и стабильности, о которых  всегда в той или иной форме мечтали люди, и с которыми они связывали  возвращение, либо наступление пресловутого «золотого века». Представители всех рас и народов на сравнительно ранних этапах своей истории столкнулись с проблемой преодоления столкновений, раздоров, войн. Историческая практика показывала воочию , что чем жёстче и выше становились границы, отделяющие цивилизации, государства и территории, тем болезненнее давалось их преодоление , тем страшнее и бесчеловечнее выглядели конфликты, достигшие в конце концов  уровня глобальных войн, в которых проявилась даже ставка на уничтожение целых рас и народов.