Влияния взрослых на подростков, страница 3

Резюмируя все выше сказанное, мы можем сказать, что содержание идентификационных характеристик зависят от того, есть или нет у подростка опыт кооперативного взаимодействия с учителем. Учитель значим для подростка, если учитель простраивает особое взаимодействие, а именно кооперативное.


 4.3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимость опор для построения идентичность подростка и разрушение идентификационных опор в настоящее явилось основным стимулом для нашего исследования. На основании исследования можно утверждать, что именно кооперативное взаимодействие между учителями и подростками есть тот механизм, который позволит подростку в построении своей идентичность.

Такие вопросы как соотношение понятий самоопределения и идентичности, сравнение идентификационных характеристик у подростков с наличием и отсутствием опыта кооперативного взаимодействия очень трудные и не имеют однозначного ответа.

Дефицитами нашего исследования были в первую очередь малое количество исследований в данной области, и как следствие, небольшое количество прямой литературы по этой тематике. Очень большим дефицитом на наш взгляд было отсутствие четкой периодизации и наличия границ, отделяющих подростковый возраст от юношеского.

Теоретическую ценность нашего исследования мы видим, прежде всего, в обнаружении дефицита в изучении влияния взрослого на подростка, как значимого для построения своей идентичности. А также выделение признаков кооперативного взаимодействия в психологическом контексте.

Прикладную ценность нашего исследования мы видим в изменении направленности педагогической деятельности на формирование наилучших условий для становления идентичности. Простраивая учебную и внеучебную деятельность использую кооперативные механизмы взаимодействия с подростками. Мы думаем, что кооперативное взаимодействие необходимо применять со средней школы, чтобы подросток постепенно учился перенимать ответственность. Результатами могут воспользоваться как руководители общеобразовательных учреждений, так и психологи, педагоги-организаторы и классные руководители для построения, как форм учебного процесса, так и внеучебного. Материалы исследования можно использовать для методических советов и для родительских собраний.

На наш взгляд исследование имеет определенные перспективы и возможен ряд линий в продолжении направления данного исследования. Основная линия наших дальнейших исследований в этой области может быть направлена на изучение кооперативных взаимоотношений родителей и подростков в семье и поиск форм, где может осуществляться данное взаимодействие.