Влияния взрослых на подростков, страница 2

Таблица № 14. Различия идентификационных характеристик по параметрам «цели», «нормы», «ценности в зависимости от наличия опыта кооперации».

Характеристики

Подростки без опыта кооперативного взаимодействия

Подростки с опытом кооперативного взаимодействия

Цели

Сохранение хороших отношений с учителями.

Участвуют, чтобы реализовать себя, чтобы почувствовать себя значимым, уважаемым, уверенным, самостоятельным, взрослыми.

Ценности

Отличия первых шести ценностях: терминальные – Материально обеспеченная жизнь, Здоровье.

инструментальные – Самоконтроль, Смелость в отстаивании своего мнения, Твердая воля, Уверенность в себе, Свобода.

Отличия первых шести ценностях: терминальные –  Здоровье, Счастливая семейная жизнь и Хорошие и верные друзья, Любовь.

инструментальные – образованность и воспитанность, Честность.

Нормы

Правила и нормы устанавливаются и регулируются учителями и неповиновение грозит санкциями. Исполняется пассивная роль. Участие только в учебном процессе. Роли распределяются учителем.

Учителя с ними считаются, происходят конструктивные споры, решают все наравных. Роли принимаются подростками и удерживаются. Регулирование нормами, вырабатываемыми внутри группы.

Подростки без опыта кооперативного взаимодействия, считают, что все решают учителя, правила и нормы устанавливаются учителями и неповиновение грозит санкциями. Участвуют они в мероприятиях как правили по тому, что их пригласили, попросили учителя, заставили придти. Получают от мероприятий – удовольствие, разнообразие досуга. Поэтому цели взаимодействия между учителями и подростками определяются – не портить отношения, сохранить хорошие отношения, чтобы это не повлияло на успеваемость и взаимоотношения с родителями.

Подростки же с опытом кооперативного взаимодействия с учителями, говорят, что учителя с ними считаются, происходят конструктивные споры, решают все на равных. Участвуют, чтобы реализовать себя, чтобы почувствовать себя значимым, уважаемым, уверенным, самостоятельным.

Терминальные ценности у подростков с опытом кооперативного взаимодействия связаны с ориентацией на успешное взаимодействие с окружающими. Возможно, это связано со сформированной идентичностью. Терминальные ценности у подростков без опыта кооперативного взаимодействия связаны с ориентацией на себя. То есть, еще идет процесс построения идентичности.

Инструментальные ценности у подростков с опытом кооперативного взаимодействия связаны с Образованностью и Воспитанностью, Честностью. Самоконтроль, Смелость в отстаивании своего мнения, Твердая воля, Уверенность в себе, Свобода это инструменты у подростков без опыта кооперативного взаимодействия подростков с учителями. Яркие различия, связанные с прохождением идентификационного процесса у подростков с опытом и без опыта кооперативного взаимодействия с учителями наблюдаются в отношении ценностей-средств. У подростков без опыта кооперативного взаимодействия идентификация складывается через противодействие учителю, в то время как у подростков с опытом кооперативного взаимодействия идентичность складывается через совместность.