Введение организационно-деятельностных игр в учебный процесс университета, страница 5

Изначально организационно – деятельностные игры создавались для решения профессиональных проблем, не устраняемых известными способами. При этом участники имели заигровую позицию – их профессиональную деятельность. Трудность заключается в присвоении ими игровой позиции.

В образовательных же играх студенты не имеют заигровой, а игровую позицию им предлагают организаторы. Здесь основная трудность не только в присвоении игровой позиции, но и в отсутствии заигровой.

В ОДИ для профессионалов у каждого участника есть свои цели, поэтому для студентов на игре мы делаем другой ход, студентам предлагается занять чужую позицию, выбрать чужую цель. Организаторы в таком случае рассчитывают на то, что на протяжении игры первокурсники либо присвоят позицию, либо сменят ее по ощущениям на более близкую, либо пересамоопределятся, изменят позицию и название самой группы.

§3. Актуальность студенческих ОДИ

В своем исследовании, я пришла к выводу, что большинство абитуриентов, которых выпускает современная школа, не имеют способности к самоопределению, самоорганизации, самостоятельной исследовательской деятельности, самостоятельному обучению, анализу и т.д. Вследствие чего, у них может возникнуть трудность при получении высшего образования. За последние 20 лет ситуация со старшеклассниками сильно изменилась. В приложении 1 приводятся данные о том, что Советский Союз по данным международных исследований знаний школьников занимал самые почетные места. Сейчас же ситуация критически изменилась. С чем это связано? Наша образовательная система стала хуже? Нет, просто на Западе изменился подход к образованию, в России же он остался прежним. Несмотря на то, что мы вступаем в постиндустриальную эпоху, система образования так и осталась традиционной. При этом ученики получают большой “багаж” знаний, не умея применять их на практике. Как и прежде традиционная система учит выполнять действия по алгоритму, не развивая при этом способности к анализу, рассуждениям, рефлексии, самообразованию и т.д.

Актуальность студенческих ОДИ в связи с этим очевидна. Если анализировать отчеты по ОДИ (2006г) первокурсников (приложение 6) можно заметить, что студенты только лишь после игры начали выделять такие понятия как анализ, рефлексия и т.д. При этом, они говорят, что только на игре получили первые навыки работы в группе, ведения дискуссий, опыт анализа, рассуждений, самоорганизации, учились аргументировано отстаивать свою точку зрения, самостоятельно мыслить. На игре 74% студентов получили представление о профессии, 16% изменили и лишь 8% не изменили о ней свое мнение. Здесь соответственно можно говорить о самоопределении, которое происходит на ОДИ.

Положение студента в современном образовании

Проблема профессионального самоопределения является ключевой для молодежи. Для современного образования важно понимать, как осуществляется переход из школы в ВУЗ и в чем состоит принципиальное отличие студента от школьника. Современное общество предъявляет определенные требования к молодежи относительно профессиональных компетентностей и работодатель заинтересован в том, чтобы начинающий специалист не только выполнял поручения и задания руководства, но также внедрял и осуществлял свои собственные идеи. Это значит, что уже в ВУЗе студент должен быть субъектом своей деятельности и самостоятельно выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, осуществив переход от ведомого состояния к ответственному. Необходимо увидеть имеющиеся ресурсы и освоить их с тем, чтобы самостоятельно пользоваться ими для своих целей. Освоить – вполне овладеть чем – нибудь, научившись пользоваться, распоряжаться, обрабатывать[20].

 Но зачастую студенты используют привычные для них школярские схемы поведения по типу “ученик - учитель” и не проявляют самостоятельности, активности и инициативности в получении профессионального образования. За время работы со студентами на нескольких играх накопилось много примеров, подтверждающих их несамостоятельность и “школярство”. «Мне хотелось бы, чтобы в подготовительный период перед игрой был включен хотя бы один день, как на игре» (из отчетов студентов, Кутурова Ю., приложение 9.1). Так было в школе: проверяется то, что уже рассказывал учитель. Это говорит о неготовности большинства студентов к университетскому образованию. Организационно – деятельностные игры для студентов предназначены для того, чтобы показать эту неготовность, разрыв между школьными представлениями и высшим образованием.