| Показатель слабо выражен | Показатель выражен | Показатель ярко-выражен | |
| Глобальное самоотношение | 0% | 23% | 77% | 
| Самоотношение, дифференцированное по самоуважению | 40% | 25.5% | 34. 5% | 
| Уровень конкретных действий в отношении к своему «Я» | 27% | 38.5% | 34.5% | 
В работе была установлена значимая взаимосвязь между глобальным самоотношением и его компонентами. Самая высокая корреляция получена между глобальным самоотношением подростков и их самоуважением (г =1,74, при р< 0,05). Чуть меньшая корреляция существует между глобальным самоотношением и аутосимпатией (г= 1,63, при р< 0,05). И, наконец, между самоуважением и аутосимпатией корреляция не значима (г= 1,37, при р< 0,05).
Полученные результаты показывают, что общее , глобальное самоотношение в юношеском возрасте в большей степени связано с самоуважением, чем с аутосимпатией. Следовательно, уровень глобального самоотношения в юношеском возрасте будет зависеть в большей степени от ориентации подростка на внешние, социальные факторы, определяющие чувство успешности собственного Я подростка (социальное сравнение, отношение к достижениям подростка со стороны других людей и т.д.), нежели от чувства расположенности к себе, самоприязни и самопринятия. В результате эмпирического исследования выявлено, что развитие позитивной самооценки в структуре Я-концепции современных подростков обеспечивается: принятием подростком себя, адекватным представлением о себе, уверенностью в себе и отсутствием чувства вины; обращенностью к процедурам рефлексивности Я-концепции личности; построением системы внешне задаваемой деятельности, адекватной реальности и осуществляющей переструктурирование внутренней деятельности подростка; включенностью подростка в разные виды деятельности; субъект-субъектным типом взаимоотношений подростка с его окружением; формированием потребностей в самовыражении, самовоспитании и положительной самооценке; успешной социальной адаптацией. Соблюдение данных условий способствует развитию положительной Я-концепции.
Результаты диагностики самоуважения по методике Розенберга:
Таблица 2. Усредненные показатели ответов по двум группам после ретеста
| Вопросы 1, 3, 4, 6, 7 (Самоуважение) | Вопросы 2, 5, 8, 9, 10 (Самоуничижение) | |
| Контрольная группа | 1,840 | 2,9 | 
| Экспериментальная группа | 3,3 | 3,1 | 
Таблица 3. Средние арифметические показатели изменения ответов на опросник «Шкала самоуважения Розенберга», полученные при первичном и повторном обследовании
| Результаты теста | Результаты ретеста | |||||||
| Самоуважение | Самоуничижение | Самоуважение | Самоуничижение | ср. самоуважение | ср. самоуничижение | |||
| Контрольная группа | 1.838 | 2.914 | 1.840 | 2.9 | +0.002 | -0.014 | ||
| Экспериментальная группа | 1.825 | 2.414 | 3.3 | 3.1 | +1.475 | -1.314 | ||


Полученные положительные значения в экспериментальной группе после проведения формирующего эксперимента, свидетельствуют о позитивном изменении установок в когнитивных и аффективных компонентах Я-концепции.
Анализ полученных результатов, говорит об изменении уровня самоуважения и самооценки после проведения ретеста. Эти результаты показывают что подростки из экспериментальной группы, стали более склоны к положительной оценке, к вере в свои силы, к уверенности в собственном интересе для других, что объясняется тем, что данные подростки более открыты, верят в себя, принимают себя такими, какие они есть.
Для подтверждения достоверности различий использовался φ*-критерий - угловое преобразование Фишера. Расчеты производились в автоматическом режиме[3].
Сформулируем гипотезы:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.