Технологии развития позитивной Я-концепции детей в работе психолога, страница 19

Результаты входной диагностики по методике «Тест-опросник самоотношения» Столина В. были обработаны и сведены в таблицу (Приложение Б). Табулирование результатов диагностики самоотношения и построение диаграммы по фактору уровня глобального самоотношения (Приложение В ) позволило выделить группу подростков с высоким уровнем глобального положительного самоотношения, в эту группу вошли 55% опрошенных. Они и составили контрольную группу.  Признак положительного самоотношения по шкале «S» у них всех ярко выражен, т.е. больше 74 баллов. Показатели всех остальных факторов у данных детей выражены или ярко выражены, кроме двух показателей (шкалы отношения от других и самообвинения). Показатели шкалы отношения от других (III) достаточно низкие. Такие показатели значат, что этим детям не свойственно ожидание положительного отношения от других, у них нет острой необходимости в эмоциональной и моральной поддержке. Эти данные следует рассматривать как информативный показатель устойчивости психического состояния детей. Низкий показатель по шкале самообвинения (5) также указывает на устойчивость психического состояния подростков выделенной группы. В целом для детей этой группы характерны высокие значения по шкалам самоуважение, самоуверенность и т.д. Эти подростки более склоны к положительной оценке, к вере в свои силы, к уверенности в собственном интересе для других, что объясняется тем, что данные подростки более открыты, верят в себя, принимают себя такими, какие они есть. У них отсутствует противоречие и разбалансировка между шкалами. Можно сделать заключение, что данные подростки имеют целостную и устойчивую  «Я-концепцию».

Диаграмма 1. Уровень глобального самоотношения контрольной группы

Также была выделена группа детей со средним уровнем глобального положительного самоотношения, в которую вошли 45% опрошенных. Они и составили экспериментальную группу. Признак положительного самоотношения по шкале «S» у них всех выражен недостаточно, т.е. больше 50 и меньше 74 баллов. Показатели по шкале отношение других выражены или ярко выражены, у 75%  показатели по шкале самообвинение, т.е. дети этой группы верят в подвластность "Я" внешним обстоятельствам, недовольство к себе у них сочетается с демонстративной уверенностью. Представление данных людей о себе можно сравнить с маятником, т.к. имеется, например, существенное противоречие между оценками по шкалам самоуверенность и самоуважение, т.е. для них характерна некоторая неустойчивость.

Результаты диагностики самоуважения по методике «Шкала самоуважения Розенберга».

Таблица 2. Усредненные показатели ответов по двум группам после проведения теста

Вопросы 1, 3, 4, 6, 7 (Самоуважение)

Вопросы 2, 5, 8, 9, 10 (Самоуничижение)

Контрольная группа

1,838

2,914

Эксперимеентальная группа

1,825

2,414

Как видно из табл. 1, средние показатели ответов по вопросам 1, 3, 4, 6 и 7 в контрольной группе почти не отличаются от экспериментальной, зато показатели самоуничижения в контрольной группе значимо ниже (использовался критерий Вилкоксона, различия между группами значимы на уровне 0, 05).

В качестве формирующего эксперимента школьным психологом проводился тренинг по программе «Тренинг общения и личностного роста для подростков», разработанной Кроповницким О.В. (Приложение Г).

Общее число занятий: 7, один раз в неделю. Продолжительность занятия: 1,5–2 часа. Количество детей в группе:9 человек.

После проведения формирующего эксперимента, были получены следущие результаты по тесту самоотношения В.В. Столина: средний показатель самоотношения, не выражен у 20% опрошенных, выражен у 40% опрошенных , ярко выражен у 40% опрошенных.

Диаграмма 3. Уровень глобального самоотношения экспериментальной группы

Таблица 3. Три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности, после ретеста