Технологии развития позитивной Я-концепции детей в работе психолога, страница 17

1  глобальное самоотношение;

2  самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

3  уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему "Я"

В качестве исходного принимается различие содержания "Я-образа" (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения.. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

Опросник включает следующие шкалы:

Шкала S - измеряет интегральное чувство "за" или "против" собственного "Я" испытуемого;

Шкала I - самоуважение;

Шкала II - аутосимпатия;

Шкала III - ожидание положительного отношения от других;

Шкала IV - самоинтерес.

Опросник содержит также семь шкал, направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес "Я" испытуемого.

Шкала 1 - самоуверенность,

Шкала 2 - отношение других,

Шкала 3 - самопринятие,

Шкала 4 - саморуководство, самопоследовательность,

Шкала 5 - самообвинение,

Шкала 6 - самоинтерес,

Шкала 7 - самопонимание.

Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком; и утверждения, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. Для вычисления итогового показателя используется таблица для перевода сырого балла в проценты. При значении показателя меньше 50% - признак не выражен. При значении 50-74 – признак выражен. При значении выше 74 – признак ярко выражен. При этом
— 40-45 баллов заниженный уровень самоотношения.
— 45-55 баллов – среднестатистическая норма. Человек адекватно себя воспринимает и правильно оценивает своё поведение.
— 55-70 баллов – завышенный уровень самоотношения.
Более 80 и менее 40 баллов интерпретировать не рекомендуется, так как такие данные получены под влиянием второстепенных условий, например под влиянием социальной желательности.

Шкала самоуважения Розенберга.

Опросник создавался и использовался как одномерный, факторный анализ; выявил два независимых фактора: самоунижение и самоуважение.
Самоуважение существует и в отсутствие самоунижения, и наряду с ним, в последнем случае оно выступает в защитной функции. Опросник обладает хорошей надежностью и конструктивной валидностью. Показатели по опроснику связаны с депрессивным состоянием, тревожностью и психосоматическими симптомами, активностью в общении, лидерством, чувством межличностной безопасности, отношением к испытуемому его родителей. За каждый ответ испытуемого начисляются баллы 1 балл присваивается из комбинации ответов на первые три вопроса. Если ответы испытуемого в двух или трех случаях совпали с ключом, то получен 1-й балл. 2-й балл присваивается из комбинации ответов на вопросы 4 и 5. Если ответы испытуемого в одном или двух случаях совпали с ключом, то он получает 2-й балл. 3-й балл присваивается за совпадающий с ключом ответ на 6-е утверждение, 4-й балл — за совпадающий с ключом ответ на 7-е утверждение, 5-й балл — за совпадающий с ключом ответ на 8-е утверждение. 6-й балл присваивается из комбинации ответов на 9-й и 10-й вопросы. Если ответы испытуемого в двух или одном случае совпадают с ключом, то он получает балл.
Итоговый показатель уровня самоуважения может находиться в диапазоне от 0 до 6. Чем выше балл, тем ниже уровень самоуважения.