Влияние уровня коррупции и бюрократии на развитие стран с переходной экономикой, страница 5

  Если рассматривать общий рост продаж по всем фирмам, то для стран с высоким индексом «захвата экономики» он составляет 11,1%, а для стран с низким индексом – 21, 4%.  Из этого следует, что «захват экономики» в целом явление негативное для любой страны.

В отличие от вышеупомянутого типа взаимодействия фирмы с государством, использование административной коррупции не приносит значительной выгоды фирмам не зависимо от того, к какой группе относится страна, в которой работает данная фирма.

В целом анализ показал, что высокий уровень «захвата государства» в экономике существенно связан с более низкими уровнями и роста продаж, и инвестиций на уровне фирмы. Выгоды, получаемые фирмами-«захватчиками» в таких странах влекут негативные последствия для всех других фирм.

Ранее уже было упомянуто, что в определенной мере «захват государства» мотивируется ненадежностью прав собственности и контрактных прав.  Значит ли это, что, действуя методами «захвата», фирмы смогут в будущем исправить ситуацию? Анализ показал, что фирмы-«захватчики» смогли сделать то, что не удалось недавно созданным и приватизированным фирмам, а именно, завоевать со временем защиту своих прав на собственность. В отличие от них, влиятельные фирмы, которые начали свою деятельность в условиях большей надежности своих прав, со временем не смогли улучшить ситуацию. 

Последний аспект, на котором хотелось бы остановиться, это взаимосвязь между уровнем гражданских прав, свобод и уровнем «захвата».

 В Таблице 4 представлен индекс гражданских прав, свобод. Каждая страна оценивалась по шкале от 1 (наиболее свободная) до 7 (наименее свободная). Данный индекс ежегодно подсчитывается, начиная с 1972 года. В данной таблице использовался средний показатель за 1997-1999 гг.

Таблица 4. Индекс гражданских прав и свобод, 1997-1999 гг.

Страна

Отсутствие гражданских прав и свобод

Албания

4,3

Армения

4,0

Азербайджан

4,3

Беларусь

6,0

Болгария

3,0

Хорватия

4,0

Чехия

2,0

Эстония

2,0

Грузия

4,0

Венгрия

2,0

Казахстан

5,0

Кыргызстан

4,3

Латвия

2,0

Литва

2,0

Молдова

4,0

Польша

2,0

Румыния

2,3

Россия

4,0

Словакия

3,3

Словения

2,0

Украина

4,0

Узбекистан

6,0

Сравнив эти данные с индексом «захвата экономики», можно увидеть, что зависимость между этими двумя индексами нелинейная. Это значит, что уровень «захвата экономики» не определяет полностью степень реализации гражданских прав и свобод. С одной стороны, либерализация общества дала возможность фирмам использовать различные формы взаимодействия с государством, а с другой стороны, при достижении определенного уровня развития гражданского общества становится возможным сдерживать уровень «захвата экономики».

Если подытожить результаты исследования, то можно сделать следующий вывод. При проведении реформ в странах с переходной экономикой необходимо сместить акценты на взаимодействие фирм с государством. Следует попытаться определить такую стратегию, при которой фирмы  в процессе предпринимательской деятельности начнут действовать легитимными методами, не прибегая к коррупции и влиянию.

В данной статье были освещены лишь основные моменты исследования, проведенного специалистами Всемирного банка и ЕБРР. Полный вариант этой работы, который включает в себя описание построения эконометрической модели, использованной для анализа, а также другие исследования на данную тематику можно найти на сайтах:

http:/www.worldbank.org/wbi/governance/;

http:/www.worldbank.org/research/workingpapers/.

Литература:

1. Joel S. Hellmann, Geraint Jones, Daniel Kaufmann. 2000. «Seize the State, Seize the Day»: State capture, Corruption and Influence in Transition. World Bank Policy Research Working Paper No.2444: Washington D.C.