Влияние уровня коррупции и бюрократии на развитие стран с переходной экономикой, страница 4

2)  Происхождение фирмы. Форма собственности и происхождение фирмы определяют формальные связи между ней и государством, а также как часто они вступают во взаимодействие с государственными чиновниками. Все фирмы были разделены на частные (никогда не пребывавшие в государственной собственности), приватизированные и государственные (более 50% собственности государства). Благодаря более формальной привязке к государству государственные фирмы чаще являются влиятельными, чем приватизированные и частные. Фирмами-«завоевателями» же чаще всего оказываются частные и приватизированные фирмы. В то же время, самый высокий уровень административной коррупции у частных фирм. Это значит, что новосозданные фирмы скорее всего будут прибегать к коррупции: малые фирмы – к административной коррупции, а большие – к «захвату государства».

3)  Влияние на рынок. Этот показатель определялся вопросом: «Если ваша фирма на 10% увеличит цену на основную продукцию, то: а) потеряет большую часть потребителей; б) значительно упадет объем продаж; в) незначительно упадет объем продаж; г) объем продаж не изменится». Оказалось, что чем больше фирма влияет на рынок, тем больше она использует влияние во взаимоотношениях с государством. На уровень «захвата государства» и административной коррупции этот показатель не влияет.

4)  Бюрократический фактор. Фирмам был задан вопрос: «В случае если государственный чиновник действует не по правилам, может ли фирма найти справедливое отношение, обратившись к другому чиновнику, не прибегая к взяткам». Фирмы, положительно ответившие на этот вопрос, это влиятельные фирмы, а, ответившие отрицательно, часто используют взятки для решения вопросов.

5)  Надежность прав собственности и контрактных прав. Фирмы, не уверенные в том, что правовая система способна защитить их права в спорах, обычно выбирают стратегию «захвата государства».

В результате данного анализа была получена характеристика влиятельных фирм и фирм-«захватчиков». Влиятельные фирмы – это в основном фирмы, унаследованные от социалистической системы. Они крупные, находятся в государственной собственности и имеют доминирующую позицию на рынке. В переходной период они вступили с большей степенью уверенности в своих правах. В отличие от них, фирмы- «захватчики» - это чаще всего недавно созданные фирмы, не имеющие связей с государственными чиновниками и имеющие много конкурентов на рынке.

Теперь можно перейти к рассмотрению того, как взаимоотношения фирмы с государством влияют на результаты деятельности фирмы.

Опрос BEEPS дал возможность измерить и сравнить затраты и выгоды фирм, активно вовлеченных в административную коррупцию, «захват государства» и влияние, а также остальных фирм, работающих в стране.

Вообще, измерять результаты деятельности фирм в странах с переходной экономикой задача не из легких. Во-первых, многие фирмы не отображают свою реальную прибыль, а во-вторых, международные стандарты бухгалтерского учета в большинстве стран этого региона пока не  внедрены.

С целью продемонстрировать разницу между результатами деятельности фирм, было проведено сравнение реального роста продаж и инвестиций за последние три года между фирмами, вовлеченными в административную коррупцию, «захват государства» и влияние, а также остальными фирмами. Как оказалось, фирмы- «захватчики» показали наиболее высокий уровень роста продаж, а также уровни инвестиций и занятости.

Следует отметить, что результаты деятельности фирм- «захватчиков» сильно зависят от того, относится ли страна, в которой они работают к странам с высоким или низким индексом «захвата экономики». В странах с высоким индексом «захвата экономики», фирмы- «захватчики» имеют значительную выгоду от взаимодействия с государством, их уровень роста почти в четыре раза  превышает уровень роста других фирм. В то же время, если страна имеет низкий индекс «захвата экономики», фирмы- «захватчики» показывают меньшее увеличение уровня продаж, чем другие фирмы, несмотря на схожие уровни инвестиций и занятости. Кроме того, при определении ожидаемого роста продаж в будущем эти фирмы ожидают, что тенденция сохранится.