Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правовые основы деятельности психолога», страница 6

17.  Сотирова Д., Попова С. Прикладная этика и культура православия // Человек. 1996. № 1. – С. 82-90.

18.  Столин В.В. Психология самосознания. – М.: Изд-во МГУ, 1983.

19.  Татенко В.А. Психология в субъективном измерении. – К.: Просвета, 1996.

20.  Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993.

21.  Через практическую психологию к развивающему обучению. Положение о службе практической психологии образования Российской Федерации // Вестник образования, 1995. № 7.

22.  Шарден П. Феномен человека. – М.: Наука, 1987.

23.  Этика и психология: уровни сопричастности // Человек, 1996. № 2. – С. 5-16.

24.  Этические принципы скандинавских психологов // Вопр. психологии. № 1. 1989.

25.  Этические стандарты для психологов  (Мадрид, Испания) // Вопр. психологии.

№ 5. 1990.

7.СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ПО КУРСУ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел  II.

Задания для самостоятельной работы студентов

1.  Подготовьте реферат по одной из следующих тем:

1. Двойственность морали;

2. Прикладная этика и «10 Заповедей»;

3. Перспективы «новой» этики в современной психологии;

4. Человек как субъект с позиций этики;

5. О правах психолога в его профессиональной деятельности. Соотношение прав и обязанностей;

6. Платные психологические услуги в условиях рыночной экономики. Критерий оценки;

7. Э. Фромм о психоанализе и гуманистической этике.

2. Проведение самостоятельного исследования по теме (выбрать одну из тем):

1. Как подготовить и оформить договор на оказание психологических услуг;

2. Провести анализ основных этических проблем, возникающих в практике психолога – исследователя (диагноста).

3. Провести анализ основных этических проблем, возникающих в практике психолога – консультанта.

Раздел III.

Материалы для контроля качества знаний по дисциплине

Итоговые вопросы по дисциплине

1. Назовите основные правовые документы, которыми обязан руководствоваться психолог в своей деятельности.

2. Что такое профессиональный Кодекс (Устав) психологов? Какие этические вопросы регулирует такой документ?

3. Раскройте смысл этического принципа «Не навреди!».

4. Раскройте смысл принципа конфиденциальности.

5. Чем объясняется необходимость разработки этических вопросов в деятельности психолога (помимо нормативно-правовых)?

6. В каких случаях психолог может отказать в оказании психологических услуг?

7. Что такое «психологическая интервенция»? В каких случаях она допустима?

8. Чем руководствуется психолог в ситуациях юридически значимых?  Что является «юридически значимыми» ситуациями?

9. Назовите основные требования к  психологическому инструментарию при проведении психологической диагностики?

10. Назовите основные требования к написанию психологических заключений.

11. Что такое прикладная этика?

13. Раскройте общее понятие этики и необходимость применения этических норм в психологии.

15. Этика рекламы в психологии, границы допустимого.

16. Назовите основные требования к личностным и деловым качествам психолога.

17. Какие требования предъявляются к хранению информации, полученной о клиенте (испытуемом)?

18. Что такое «границы компетенции»?

19. Назовите основные требования к интерпретации результатов.

20. Как регламентируются отношения «исполнитель (психолог) - заказчик»?

РАЗДЕЛ IV.

ГЛОССАРИЙ

Автономная этика -  буржуазна этическая теория.   Выводит мораль из идеалистических представлений о внутренне прирожденном, априорном нравственном долге. Человек сам создает себе нравственный закон и при этом совершенно свободен от любого внешнего воздействия.

Актуализация – деятельный,  востребованный в данный момент. Извлечение из усвоенного.

Альтруизм – система ценностных ориентаций личности, в центре которых находятся интересы другого.

Анализ – процесс расчленения целого на части. Этап познания неразрывно связанный с процессом синтеза. Одна из основных операций, включенных в процессе мышления.

Анализ (юнговский) – долгосрочные, насыщенные полемическим содержанием диалектические отношения между аналитиком и пациентом, направленные на исследование подсознательно пациента.

Апробативная этика – идеалистические теории морали: под добром понимается то, что получает санкцию какого-либо авторитета (Бог, моральное чувство человека или общество).