Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правовые основы деятельности психолога», страница 2

Вопросы этики и нравственности в психологии. Современная отечественная психология и новые социально-экономические отношения в обществе. Перспективы развития «нравственной психологии». Переход от изучения отдельных свойств, функций, состояний к самым сложным вопросам – бытия, смысла, человеческого в человеке.

Понятие субъектности в психологии и границы допустимой интервенции. Возможно ли «снижение» субъектности человека  в практике оказания психологических услуг.

Тема  1.2. Необходимость становления правовых основ деятельности психолога, место дисциплины в системе психологических наук

Начала этики. Этика как философская дисциплина. Добро и зло как предмет изучения этики. Понятие этики, морали,  нрава  и нравственности. «Точка касания», «соприкосновение с другим», как основное условие возникновения этического. Поиск нравственного порядка и Декалог, как традиционные общечеловеческие этические нормы, как критерий нравственности. Психология ответственности и этика.

Модуль 2

Тема 2.1.  Этика и этос, двойственность морали

Этика и этос. Нравственные традиции общества. С.Л. Рубинштейн об индивидуальности и «растворенности» в обществе. Понятие двойственной морали.  Два взгляда на мораль: Ницше и Достоевский о сильном - слабом человеке, совести и раскаянии. Мораль и норма. Понятие нормы в психологии. В.П. Эфроимсон о  наследственной передаче этического.

Тема 2.2.  «Старая» и «новая» этика в рамках глубинной психологии

Э. Нойман о глубинной психологии и «новой» этики. Понятие «старой» этики, ее «несостоятельность» на современном этапе развития психологии. Роль «стыда» и «внутреннего голоса» в этическом развитии человека  человечества. Объединение сознательного и бессознательного (примирение с Тенью) в процессе становления личности – суть разрешения этической проблемы  с позиций «новой» этики в психологии. Роль подавления и вытеснения в «старой» этике как фактор ее несостоятельности.

Тема 2.3. Этика с позиций психоанализа

Э. Фромм о психоанализе и гуманистической этике. Отрыв психоанализа от философии и этики. Эрос, Танатос и Смысл жизни. Человек как единство физического и духовного, как целостность. Гуманистическая и авторитарная этика в психологии. Формальный и содержательный критерий гуманистической этики. Рациональный и иррациональный авторитет этики. «Благоденствие» человека как главный критерий этической ценности. Главная цель этического – раскрытие внутреннего потенциала человека, долг  «быть самим собой».

Тема 2.4. Профессиональные этические нормы деятельности психолога.

 Требования прикладной этики, предъявляемые к разным аспектам профессиональной деятельности психолога

Понятие прикладной этики. История становления. Области применения принципов прикладной этики. Профессиональная этика. Медицинская этика. Принцип «Не навреди!» и его значение в психологии. Профессиональные этические нормы в психологии. Основные этические проблемы: осознанной манипуляции, «субъектности» человека. «Оценка» целей клиента и консультанта, этические противостояния, груз чужих тайн, позиция «сверху». Проблемы «соблазнов»,  эмоционального выгорания, границ вторжения (интервенции). Этические проблемы в исследовательской, научной сфере. 

Особенности работы с заказчиком. Требования к заказчику. Требования и ожидания заказчика. Формы зависимости от заказчика: административная, финансовая, моральная. Оформление договора на оказание психологических услуг. Этические критерии взаимодействия диады «психолог – клиент».

Особенности работы с детьми и лицами, имеющими нарушения в психическом  и эмоциональном развитии.

Требования к личностным и профессиональным качествам психолога. Понятие границ компетентности.

Основные этические принципы в деятельности психолога: «Не навреди!», принцип конфиденциальности,  соблюдения прав человека, профессиональной ответственности.

Требования к условиям проведения исследований, психологической диагностике, к инструментарию. Соблюдение этических принципов при написании заключений диагностики, анализа работы с клиентом. Корректность выводов и рекомендаций.

Проблемы платности услуг. Нормативные критерии профессиональной нагрузки и оплата труда психолога.

Модуль 3.

Тема 3.1. Руководящие документы о правах и обязанностях психолога. Уставы и Кодексы психологов за рубежом