Психология менеджмента: Материалы для самостоятельной работы (Содержание дисциплины. Вопросы к итоговому контролю знаний (к экзамену). Семинарские и практические занятия по учебной дисциплине), страница 3

4.  Ушаков А. А. Особенности национальной карьеры. – М.:Интел-синтез,1998.

5.  Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.:Интел-Синтез, 1999

Тема 8. Организационные формы управления качеством.

Содержание темы:

Альтернативный режим работы. Гибкий график дня: преимущества и недостатки. Программа кружков качества. Шаги по формированию кружков качества. Создание групп самоуправления. Исследование Р. Ликера. Повышение эффективности групп самоуправления. Комплексная система управления качеством в Японии.

Рекомендации по изучению темы:

В рамках данной темы студенты знакомятся с развитием концепции бездефектного труда в России и за рубежом, а также с современными стратегиями комплексного управления качеством /ТQМ/. Особое внимание уделяется работе менеджера по персоналу или психолога-консультанта по созданию и курированию кружков качества и групп самоуправления. Целесообразным является также анализ комплексной системы управления качеством в Японии.

Литература по теме:

1.  Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. – М.:ИПК госслужбы, 1996.

2.  Лютенс Ф. Организационное поведение. – М.:ИНФРА-М, 1999.

3.  Ньюстром Дж., Дэвис К. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте. – СПб.:Питер, 2000.

4.  Психология менеджмента. Учебник /под ред. проф. Никифорова Г.С. – СПб.:СПбГУ, 2000.

Тема 9. Оценка производительности. Аттестация.

Содержание темы:

Цели системы аттестации. Методы оценивания. Рейтинговые методы оценивания. Типы аттестационных интервью. Психологические эффекты при рейтинговом оценивании. Психологические рекомендации по проведению аттестационных интервью. Аттестационная характеристика.

Рекомендации по изучению темы:

Данная тема посвящена выполнению менеджером по персоналу функции контроля за производительностью  и поведением на рабочем месте сотрудников организации. Оценка производительности в современном менеджменте считается достаточно сложной проблемой, так как предполагает разработку стандартов и качественно-количественных норм деятельности. В процессе изучения данной темы студенты также анализируют традиционные и современные методы аттестации сотрудников. С психологической точки зрения аттестацию важно рассматривать не только как функцию контроля и наказания, но и как возможность выявления потенциальных ресурсов работника.

Литература по теме:

1.  Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. – СПб.: Питер, 2002.

2.  Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Аксенова Е.А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. – М.:ИПК госслужбы, 1995.

3.  Кибанов А.Я. Управление персоналом.- М.:Министерство общего и проф-го образования, 1999.

4.  Психология менеджмента. Учебник под ред. проф. Г.С.Никифорова. – СПб.:СПбГУ, 2000.

Тема 10. Теории мотивации.

Содержание темы:

Подходы к мотивации персонала в организации. Определение и сущность мотивации. Основные понятия теории мотивации. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей А. Маслоу. Теория мотивации Д. Мак-Клелланда. Двухфакторная модель мотивации Ф. Герцберга. Теории «поля». Концепции организационного роста Литвина-Стрингера. Процессуальные теории мотивации. Теория ожиданий В. Врума. Теория справедливости С Адамса. Теория Портера-Лоулера. Теория ERG К. Альдерфера. Исследования современных российских ученых в области теории мотивации.

Рекомендации по изучению темы:

Изучение данного раздела предполагает знакомство студентов с понятием мотивация и иерархической теорией потребностей А.Маслоу. Теории мотивации  в кадровом менеджменте рассматриваются применительно к поведению человека в организации. В рамках данной темы анализируются важнейшие содержательные и процессуальные теории трудовой мотивации. Особое внимание уделяется также современным теориям трудовой мотивации /теория справедливости Дж.Адамса, теория атрибуции, теория контроля/ и возможным путям их практического приложения.