Психология менеджмента: Материалы для самостоятельной работы (Содержание дисциплины. Вопросы к итоговому контролю знаний (к экзамену). Семинарские и практические занятия по учебной дисциплине), страница 2

3.Психология менеджмента. Учебник. – СПб.: СПбГУ, 2000.

4.Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М.,2000.

Тема 5. Испытание и отбор персонала.

Содержание темы:

Методы и критерии отбора кандидатов на работу. Интервью при приеме на работу. Основные типы интервью. Рекомендуемые примерные темы для собеседования.  Общие ошибки при интервью. Психологические сложности при проведении интервью. Использование психодиагностических методов при отборе персонала. Виды тестов. Требования к тестам. Рабочие задания для отбора персонала. Исследование биографии и проверка рекомендаций. Адаптация персонала в организации. Два типа адаптации. Влияние шока реальности на новых работников. Программа внутрифирменной ориентации.

Рекомендации по изучению темы:

В данной теме рассматриваются основные этапы , методы и критерии отбора персонала. Студенты также знакомятся с различными подходами к отбору и оценке персонала, принятыми в Европе, США и России. Особое внимание при изучении данной темы уделяется методам психодиагностики и их корректном использовании в процессе отбора персонала. Среди методов отбора важное место занимает метод интервью /собеседования/, которому в рамках данной темы также уделяется достаточно внимания.

Литература по теме:

1.  Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследования зарубежного опыта. – М., 1998.

2.  2.Психологическая диагностика в управлении персоналом. Уч. пособие для работников кадровых служб. Под ред. Климова Е.А. – М.:РПО, 1999.

3.  Психология менеджмента. Учебник /Под ред. проф. Никифорова Г.С. – СПб.: СПбГУ, 2000.

4.  Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М.: Норма, 2003

Тема 6. Обучение персонала.

Содержание темы:

Анализ потребностей обучения. Прямые, косвенные и психологические показатели необходимости обучения  персонала. Социализация новых сотрудников. Этапы овладения новой работой. Методы обучения, самосовершенствование, наставничество, ротация, повышение квалификации. Как измерить эффект от обучения. Тренинги как форма обучения персонала.

Рекомендации по изучению темы:

При изучении данной темы студенты знакомятся с различными видами обучения персонала, такими как инструктаж, ротация, ученичество, наставничество, бизнес-образование, коучинг, тренинги. Особое внимание уделяется анализу психологических особенностей процесса обучения взрослых людей.

Литература по теме:

1.Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. – М.:ИПКгосслужбы, 1996.

2.Кларин М. Корпоративный тренинг: от А до Я. – М.,2001.

3.Моргунов Е.Б. Личность и организация. – М.:Тривола, 1996.

4.Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб.:1997.

5.Семь нот менеджмента. Библиотека журнала «Эксперт» - М.,1998.

Тема 7. Технология карьеры персонала.

Содержание темы:

Фундамент карьеры: выбор профессии и получение образования. Теории профориентации. Цикл карьеры. Карьерный кризис. Идентификация ключивых моментов карьеры. Карьерный якорь. Психологическое консультирование по карьере. Алгоритм консультации. Основные принципы управления карьеры персонала. Создание индивидуального плана развития карьеры.

Рекомендации по изучению темы:

Данная тема рассматривает карьеру как важный фактор развития не только работника, но и современной организации в целом. В этой теме раскрываются такие основные понятия как «цикл карьеры», «карьерный кризис»,  «карьерный якорь». Студенты знакомятся с наиболее важными этапами консультирования по карьере, рассматривают также модель партнерства по планированию и развитию карьеры.

Литература по теме:

1.  Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации. – М.:

Фонд  «За экономическую грамотность», 1993.

2.  Лютенс  Ф. Организационное поведение. – Учебник для вузов. – М.:ИНФРА-М,1999.

3.  Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М., 2000.