Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости, страница 3

в) рост расходов на прием и отправление поездов на остальных пограничных станциях – на 21 млн. руб. в 2008 году и 25 млн. руб. в 2009 году;

г) увеличение расходов на прием и отправление поездов на остальных станциях – на 59 и 55 млн. руб. соответственно.

Структуру статей затрат хозяйства перевозок покажем на рисунках 2.7 – 2.9.

Рисунок 2.7 – Структура затрат хозяйства перевозок по статьям Номенклатуры расходов в 2007 году

Рисунок 2.8 – Структура затрат хозяйства перевозок по статьям Номенклатуры  

расходов в 2008 году

Рисунок 2.9 – Структура затрат хозяйства перевозок по статьям Номенклатуры расходов в 2009 году

Из рисунков видно, что наибольший удельный вес в хозяйстве перевозок имеет статья «Прием и отправление поездов на остальных пограничных станциях» - 44,7% в 2007 году, 37,8% в 2008 и 29,9% в 2009 году.

    2.3 Оценка факторов, оказывающих влияние на величину эксплуатационных расходов

Для целей анализа величина эксплуатационных расходов рассматривается как сумма элементов затрат:

Е = ФОТ + Т + Э + М + Ам + Пр,

где Е      – общая сумма эксплуатационных расходов;

ФОТ – расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды;

Т       - расходы на топливо;

Э      – расходы на электроэнергию;

М     – расходы на материалы;

Ам   – амортизация;

Пр   – прочие расходы.

В детерминированном факторном анализе алгебраическая сумма величин влияния отдельных факторов должна соответствовать общей величине прироста результативного показателя, т. е в нашем случае  для 2008года величина прироста расходов по перевозкам будет равна сумме прироста величин каждого из элементов затрат:

∆Е = 525 + 3 + 17 - 4 – 24 + 37 = 554.

Для расчета доли влияния каждого элемента затрат в общем изменении эксплуатационных расходов определяют отношение изменения анализируемого элемента затрат к общему изменению величины эксплуатационных затрат по дороге:

α  = ∆Еi /∆Е.

В нашем случае получаем:

αФОТ  = 525 / 554 = 0,948 или 94,8%;

αТ =  3 / 554 = 0,005 или 0,5%;

αЭ =  17 / 554 = 0,03 или 3 %

αМ = -4 / 554 = -0,007 или – 0,7 %;

αАм = -24 / 554 = -0,043 или -4,3 %;

αПр =  37 / 554 = 0,067 или 6,7 %;

Дальнейшему анализу подвергаются те статьи затрат, которые наиболее значимы в структуре, либо по которым отмечено значительное изменение. В нашем случае такими элементами затрат будут фонд оплаты труда с отчислениями и прочие расходы.

Для 2009 года:

∆Е = 830 + 0 + 23 + 42 + 69 + 110 = 1074.

Доля влияния каждого элемента:

αФОТ  = 830 / 1074 = 0,773 или 77,3%;

αТ = 0 / 1074 = 0 или 0 %;

αЭ = 23 / 1074 = 0,021 или 2,1 %

αМ = 42 / 1074 = 0,039 или 3,9 %;

αАм = 69 / 1074 = 0,064 или 6,4 %;

αПр =  110 / 1074 = 0,103 или 10,3 %;

Таким образом, дальнейшему анализу будут подвергаться следующие элементы затрат: фонд оплаты труда с отчислениями на социальные нужды и прочие расходы.

Основными факторами, оказывающими влияние на фонд оплаты труда с отчислениями на социальные нужды на станции Калинковичи являются:

а) численность персонала;

б) уровень среднемесячной заработной платы.

Для оценки влияния каждого фактора используется следующая факторная модель:

Ефот = Ч * Сз/п *12,

где Ч  – численность персонала,

Сз/п– среднемесячная заработная плата.

Таким образом, анализируем влияние факторов сначала для 2007-2008 годов:

Ефот (ч)  = (293 - 295)* 777,3 * 12 = -22,8;

Ефот (С) = 293 * (921,1 – 777,3) * 12 = 547,8.

Таким образом, можно отметить, что сокращение численности персонала на 2 человека сократило затраты на оплату труда на 22,8 млн.руб., а увеличение среднемесячной заработной платы на 143,8 тыс. руб. увеличило расходы на 548,8 млн.руб. В общем итоге расходы на оплату труда по сравнению с предыдущим годом увеличились на 525 млн.руб.