Методические указания к практическим занятиям по дисциплине "Основы научных исследований", страница 3

Правильный выбор объекта изучения (исследования) из окружающего материального мира в соответствии с целью исследования способствует обоснованности и необходимости исследования.

Выбрав объект исследования, его предмет и факторы, влияющие на причинно-следственные результаты состояния объекта, необходимо определить список его параметров, т.е. полноту изучения объекта в  соответствии с целю (ями) исследования. От полноты изучения (количества изучаемых параметров и их достоверности) в значительной мере зависят результаты выполненного исследования.

1.2.  Общенаучные и эмпирические методы исследований

Развитие науки неразрывно связано с созданием методологии исследований, которая воплощает её (науки) необходимые принципы. Различают общую методологию науки и прикладную.

Общая методология исследует законы развития научного знания в целом.

Прикладная методология базируется на законах отдельных наук.

Предметом изучения методологии научных исследований являются понятия и методы самой науки, сфера их применения, обоснованность научных результатов, осмысление достижений науки с точки зрения общечеловеческой культуры.

Метод (methodos – исследование) – это способ исследования объектов и явлений, определяющий планомерный подход к изучению их научного познания и установления истины. В своей основе метод является инструментом к решению главной задачи науки – познание объективных законов действительности с целью их использования в практической деятельности людей.

Каждая наука включает в себе как общенаучные, так и один или несколько частных методов исследования, характерных для данной науки.

В методологии конкретно - научных исследований выделяют два уровня познания:

–  теоретический – высказывание и развитие научных гипотез и теорем, формулировка законов и выведение из них логических следствий, составление других гипотез и теорий;

–  эмпирический – наблюдения и исследования конкретных явлений, эксперимент, а также классификация, группирование и описание результатов исследований и эксперимента, внедрение их в практическую деятельность людей.

Классификация методов научных исследований имеет следующий вид:

Методы научных исследований

Общенаучные

Конкретно-научные (эмпирические)

Теоретические

Методические приемы

–  анализ

–  синтез

–  индукция

–  дедукция

–  аналогия

–  моделирование

–  абстрагирование

–  конкретизация

–  системный анализ

–   формализация

–  гипотетический    метод

–  аксиоматический метод

–  создание теории

–  расчетно-аналитический

–  органолептические

–  документалистики

–  наблюдения

–  эксперименты

–  внедрение результатов исследования в практику

1.3.  Причинные связи в методологии научных исследований

Причиной называется такое явление, которое представляется следствием определенных изменений начального положения объекта исследования. Со временем причина всегда предшествует следствию, а следствие наступает в результате действия определенных причин.  Таким образом, возникают причинно-следственные связи явлений, которые изучаются в методологии научных исследований.