Аудит расчетов с подотчетными лицами, страница 5

–  проставлена ли на авансовом отчете точная дата его составления (число, месяц, год);

–  наличие подписи подотчетного лица;

–  наличие подписей бухгалтера, проверившего авансовый отчет, и главного бухгалтера;

–  не имеется ли случаев принятия к учету авансовых отчетов, не утвержденных руководителем проверяемой организации или уполномоченным на то лицом.

Необходимо проверить своевременность отчета работником по выданной ему денежной сумме (по дате составления авансового отчета). В качестве подтверждения своевременности сдачи авансового отчета работника может служить дата внесения им в кассу остатка денежных средств (дата приходного кассового ордера).

 Далее необходимо установить наличие первичных документов, подтверждающих каждую сумму произведенных расходов, указанную в авансовом отчете: наличие кассовых и товарных чеков, квитанций к приходным кассовым ордерам, квитанций и т.д.

Особое внимание должно быть уделено оформлению товарных чеков и торгово-закупочных актов. В товарном чеке (копии чека) должны быть четко указаны номенклатура, количество и стоимость приобретенных ТМЦ (не должно указываться общее название ТМЦ, например канцтовары, продукты питания, книги и т.д.). Торгово-закупочный акт должен содержать все необходимые реквизиты (в соответствии с п.13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ – наименование документа, дату составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении), наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки).

б) правильность отнесения произведенных расходов на счета учета ТМЦ и затрат:

–  правильность формирования учетной стоимости ТМЦ;

–  правомерность отнесения стоимости услуг на затраты.

в) правильность выделения суммы НДС к возмещению:

Аудитор должен установить, обосновано ли выделен НДС к возмещению. При рассмотрении первичных документов, особое внимание следует обращать на обязательное наличие правильно оформленных счетов-фактур, а также на выделение суммы НДС во всех расчетно-платежных документах отдельной строкой.

г) соблюдение предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.

По данным первичных документов, подтверждающих факт осуществления расходов, аудитор должен выяснить, не имеется ли случаев оплаты подотчетным лицом стоимости ТМЦ, работ, услуг в размерах, превышающих лимит расчетов наличными деньгами между юридическими лицами (60 тыс. руб.)

4.8. Аудит расчетов с подотчетными лицами по командировочным расходам

4.8.1. Аудит документального оформления командировок

а) установить наличие приказа (распоряжения) руководителя о направлении работника в командировку, проверить наличие в нем:

–  сроков командировки;

–  указания места назначения;

–  указания цели командировки;

–  подписи руководителя организации или уполномоченного лица.

Аудитору необходимо обратить внимание на продолжительность командировок, не превышают ли они 40 дней, не считая времени нахождения в пути (кроме командировок для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ и командировок за пределы РФ).

Аудитору следует также учитывать, что оформление приказа о направлении работника в командировку не является обязательным, достаточно командировочного удостоверения.

б) рассмотреть порядок оформления командировочного удостоверения. Аудитору необходимо удостовериться в наличии всех необходимых отметок и печатей в командировочной удостоверении, в частности необходимо проверить обязательное проставление отметок о прибытии и выбытии командированного лица в пункты назначения.

Аудитору необходимо установить соответствие фактических сроков нахождения в командировке срокам, утвержденным руководителем при направлении работника в командировку.