Соотношение международного и внутригосударственного права, страница 9

Статья 19 Конституции, запрещающая, среди прочего, любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности и закрепляющая равноправие мужчин и женщин, не попала в перечень статей, предусматривающих права, отступления от которых недопустимы в период чрезвычайного положения. Между тем, в статье 4 (пункт 1) Пакта указывается, что недопустимы отступления от его положений, влекущие за собой дискриминацию на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что в статье 19 Конституции говориться о запрещении ограничений по перечисленным в ней основаниям только прав граждан. В Пакте явно имеется в виду недопустимость такого рода ограничений независимо от гражданства.

* * *

В Конституции Российской Федерации не проводится различия между «самоисполнимыми» («самоисполняющимися») договорами и остальными договорами. «Самоисполнимый» договор – договор, который для своего осуществления не требует принятия участниками специального законодательного акта, поскольку правила этого договора детальны и конкретны. Но необходимости в проведении такого различия нет. Оно вообще далеко не всегда свойственно внутреннему законодательству. Может создаться впечатление, что «самоисполнимые» договоры применяются непосредственно для регулирования тех или иных внутригосударственных отношений (по крайней мере, если «прямое» действие договоров предусмотрено конституцией или другими законодательными актами). Когда упомянутое различие не проводится, можно было бы сделать вывод о «прямом» действии всех договоров, если внутреннее законодательство предусматривает, что правила договоров являются составной частью внутреннего права государства. В чем же тогда смысл деления договоров на «самоисполнимые» и «несамоисполнимые»? Российская Конституция включает в российское право все договоры Российской Федерации (и «самоисполнимые» и «несамоисполнимые»). Мы уже говорили о том, что «прямое» действие договоров с точки зрения дуалистической концепции соотношения международного и внутригосударственного права – иллюзия. В любом случае включение договоров в законодательство государства означает трансформацию их положений в его внутреннее право.

Однако в статье 5 (части 3) Закона «О международных договорах Российской Федерации» сказано: «Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.[15] В таком же духе сформулирован пункт 2 статьи 7 Гражданского Кодекса Российской Федерации: «Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта».[16] Во-первых, обе формулировки явно имеют в виду «самоисполнимые» договоры, указывая на договоры, не требующие издания внутригосударственных актов для их применения. Во-вторых, они говорят о применении договоров во внутригосударственной  сфере. В-третьих, они говорят о непосредственном действии (применении) международных договоров, причем первая формулировка подразумевает, а вторая прямо говорит о применении международных договоров для регулирования внутригосударственных отношений.