Соотношение международного и внутригосударственного права, страница 3

В свете сказанного дуалистическая теория представляется более убедительной, более логичной. Во всяком случае, на наш взгляд, это правильно в отношении той ее разновидности, которую отстаивают последовательные дуалисты. Государства во всех случаях, когда нет возможности добиться адаптации их внутреннего права к обязывающим их положениям международного права, должны прибегать к внутригосударственному правотворчеству, если не хотят совершать международные правонарушения.    Под внутригосударственным правотворчеством в таких ситуациях следует понимать не только принятие какого-либо нового закона или подзаконного акта во исполнение международно-правовых обязательств, но и внесение соответствующих изменений во внутригосударственный правовой акт или   его отмену. Внутригосударственное правотворчество, осуществляемое с целью выполнения международно-правовых обязательств, может быть не явным. Если, допустим, государство заключило по каким-либо вопросам международный договор, а его законодательство предусматривает, что для решения в его внутренней сфере   таких   вопросов применяются правила международных договоров, т.е. отсылает к международным договорам, то уже в силу такой отсылки начинается своеобразный внутригосударственный правотворческий процесс, не требующий принятия какого-либо закона или подзаконного акта. Если имеется такого рода отсылка, значит нормы, содержащиеся в договоре, автоматически «переводятся» в разряд внутригосударственных. В более широком плане можно утверждать, что когда для выполнения положений международного права необходимо внутригосударственное правотворчество (а оно в том или ином виде всегда необходимо, исключая упоминавшуюся выше возможность адаптации), происходит «переадресовка» положений, правил, норм международного права субъектам внутригосударственного права. Технически «переадресовка» может осуществляться различными способами: путем инкорпорации (т.е. включения) договоров в законодательство государства, путем отсылки к международным договорам (и обычаям), путем принятия специального закона или подзаконного акта, путем комбинации этих способов. Ее называют по-разному – трансформацией, рецепцией, имплементацией. Наиболее распространен термин «трансформация»[3], хотя иногда его употребляют в более узком, техническом значение, называя так, например, акт включения определенного договора в законодательство. Мы обозначаем данным термином суть процесса, «переадресовку», независимо от того, как она осуществляется. Реально переадресуются, конечно, не нормы международного права как таковые. На межгосударственном уровне они продолжают существовать и действовать. Просто во внутригосударственной сфере появляются в результате правила, внешне повторяющие  гипотезы и диспозиции международно-правовых норм, но уже применительно к субъектам внутригосударственного права. Санкции международно-правовых норм не переадресуются: субъекты ответственности и характер санкций во внутригосударственной сфере резко отличаются от субъектов ответственности и характера санкций в межгосударственной сфере.

Внутригосударственное правотворчество, осуществляемое во исполнение международных обязательств,  может по отношению к международному сильно запаздывать. Например, это может произойти в том случае, если государство присоединяется к многостороннему международному договору, который уже действует в течение ряда лет между другими государствами.