Список экзаменационных вопросов с ответами на № 1-50 по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" (Основы теории БЖД. Электромагнитное поле), страница 4


10.  Организация ОТ на предприятиях.

На предприятиях применяется 3-хступенчатая система контроля за ОТ.

1 ступень – мастер смены и общественный инспектор по ОТ обязаны ежедневно проверять состояние рабочих мест перед сменой.

2 сутпень – начальник цеха, цеховой врач, инженер по ТБ и председатель комиссии по ОТ проверяют не реже 1 раза в неделю.

3 ступень – главный инженер предприятия, главные специалисты, начальник отдела ОТ, председатель профкома предприятия, промышленный санитарный врач проверяют не реже 1 раза в месяц.

1.  Вся полнота за безопасные условия труда возлагается на работодателя, в структурных подразделениях вся полнота ответственности – на руководителя подразделения (цеха, участки).

2.  На предприятии создаётся служба ОТ, в которую входят отдел охраны труда ООТ; СПЛ (санитарно-промышленная лаборатория), газоспасательная, вентиляционная служба, электроизмерительная лаборатория. В ООТ работаю инженеры, которые подчиняются главному инженеру.

3.  Администрация предприятия несёт ответственность за проведение медицинских осмотров, проф.отбор, за проведение инструктажей и обучению безопасности труда.


11.  Инструктажи для основных рабочих

1.  Вводный инструктаж проводят со всеми вновь поступающими на работу, с практикантами, командированными на это предприятие. Проводится в специально отведённом помещении в течение 4 часов с установленными перерывами. Проводит инженер из ООТ, мед. работник, пожарный инспектор и иногда юрист. Проводится по специальной программе, утверждённой главным инженером. Программа пересматривается один раз в три года. Документы, оформляемые при вводном инструктаже: журнал вводного инструктажа; личная книжка инструктажей на каждого человека в отдельности.

2.  Первичный инструктаж на рабочем месте: проводит непосредственный руководитель работ (мастер, прораб и т.п.).

3.  Повторный (плановый) инструктаж. Проводится 1 раз в полгода. Проводит его мастер и записывает в журнал и личную книжку инструктажей. Цель – восстановить в памяти основные положения и инструкции по технике безопасности, рассмотреть нарушения.

4.  Внеплановый проводится: при обнаружении недостаточный знаний ТБ, при назначении на работу впервые в качестве лица технического надзора за ОТ, при изменении инструкции по ТБ, при несчастном случае или аварии; при изменении в технологии, оборудовании или других изменениях; при пропуске работы 60 и более календарных дней (болезнь, отпуск).

5.  Оперативный инструктаж (текущий) – перед выполнением особо опасных работ.


12.  Инструктаж и обучение ИТР

ИТР проходят первые два вида инструктажей и первичную проверку знаний. Один раз в три года ИТР сдают экзамен по ОТ по специальной программе, утверждённой главным инженером.

Инструкция разрабатывается руководителями работ на основе типовых отраслевых инструкций и согласовывается с ООТ. Она должна быть написана чётким понятным языком. Она должна содержать разделы:

1.  Общие требования безопасности (ОПФ и ВПФ).

2.  Требования безопасности перед началом работы.

3.  Требования безопасности в процессе работы (последовательность, порядок расположения оборудования и т.д.).

4.  Требования безопасности по окончании работы.

5.  Меры при аварийных ситуациях.


13.  Инструкции

Включают следующие разделы:

1. Общие требования безопасности.

2. Требования безопасности перед началом работы.

3. Требования безопасности в процессе работы.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

5. Требования безопасности по окончании работы.

1. Пожарная и взрывная безопасность, требования дисциплины, допуск лиц к работе, характеристика опасных и вредных производственных факторов, нормы по специальной одежде и другим средствам индивидуальной защиты, порядок уведомления о несчастном случае, доврачебная помощь, ответственность за нарушения данной инструкции.

2. Подготовка рабочего места, проверка оборудования.

3. Способы и приемы безопасного выполнения работ, правила использования технологического оборудования и транспорта.

4. Развитие непредвиденных ситуаций.