Список экзаменационных вопросов с ответами на № 1-50 по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" (Основы теории БЖД. Электромагнитное поле), страница 3

7. Законодательство об охране труда

Основными законодательными актами по ОТ являются:

1.  Конституция РФ;

2.  Закон об охране труда от 1999 г. с изменениями от 2003 г.;

3.  Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО).

Существует множество подзаконных актов:

4.  распоряжения, указы Президента РФ;

5.  постановления власти;

6.  стандарты по охране труда;

7.  инструкции;

8.  нормы и правила;

9.  СНиПы (строительные).

В законодательстве об ОТ отражены следующие основные положения:

1.  Правила организации ОТ на предприятиях, планирование и финансирование мероприятий по ОТ.

2.  Правила по ТБ и ПС, в том числе правила, обеспечивающие индивидуальную защиту работающих, включая льготы и компенсации за вредные условия труда.

3.  Правила и нормы по специальной охране женщин, молодёжи и лиц с пониженной трудоспособностью.

4.  Правила, регулирующие деятельность органов госнадзора и общественного контроля в области ОТ.

5.  Правовые нормы, в которых предусматривается ответственность за нарушение законодательства об охране труда.

Есть закон о промышленной безопасности ОПО от 1997 г. Он определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасности эксплуатации ОПО. В законе отражены следующие основные положения:

1.  ОПО является предприятия, цеха, участки и другие объекты, указанные в приложении данного закона.

2.  Необходимо лицензировать все виды деятельности в области производственной безопасности: проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, экспертиза, подготовка и переподготовка специалистов ОПО.

3.  Необходимо проводить сертификации всех технических устройств на ОПО.

4.  При эксплуатации ОПО необходимо проводить:

а)  экспертизу промышленной безопасности объектов;

б)  разрабатывать декларацию;

в)  осуществлять контроль и надзор;

г)  заключать договоры страхования риска при эксплуатации ОПО;

д)  осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.


8. Надзор и контроль в области ОТ

Виды надзора и контроля:

1.  Государственный.

2.  Ведомственный.

3.  Общественный (профсоюзный).

4.  Административно-технический (трёхступенчатый).

5.  Оперативный.

Госнадзор осуществляют специально уполномоченные органы, не зависящие в своей деятельности ни от организации, ни от предприятия.

Органы госнадзора:

1.  Государственные инспекции труда по субъектам федерации (госинспекторы).

2.  Ростехнадзор, включает промышленный и горный надзор, экологический атомнадзор. Права – в любое время могут прийти на предприятие с проверками, при нарушении остановить производство, выписать предприсание.

3.  Госэнергонадзор – за всем, что связано с тепловой и электроэнергией.

4.  Госсаннадзор (санитарный) – надзор ведёт через санэпидемстанцию (СЭС) - санитарное состояние (наличие санитарно-бытовых помещений, чистота воды, воздуха, вывозка мусора и т.д.).

5.  Госпожнадзор – в рамках МЧС РФ.

6.  ГАИ – автомобильная инспекция.

7.  Госгазинспекция – потребление, распределение газа.

Ведомственный контроль (в рамках министерства осуществляется в виде целевых проверок).

Общественный контроль:


9.Ответственность за несоблюдение законодательства по ОТ

1.  Дисциплинарная ответственность – выговор, строгий выговор, предупреждение, увольнение с работы за систематические нарушения.

2.  Административная – налагается только на должностных лиц (мастера, бригадиры, начальники). Административная ответственность исходит от органов, госнадзора и административных комиссий органов власти. Штрафы, измеренные в МРОТах, в виде общественного порицания через СМИ.

3.  Уголовная ответственность – соответствующие статьи в УК РФ.

4.  Материальная ответственность.

Чтобы привлечь к материальной ответственности должны выполнятся 4 условия: необходимо установить, дйствительно ли предприятие понесло ущерб; ущерб должен быть причинен противоправным действием или бездействием работника; нужно установить, действительно ли работник умышленно действовал или неосторожно; нужно установить причинную связь между действием или бездействием работника и причиненным ущербом.