Разработка АСУТП в среде SCADA-системы InTouch 9.5, страница 3

Рисунок 1 – Основные контролируемые параметры и управляющие воз­действия мартеновской печи.

В InTouch изменение свойств и администрирование тегов осуществляется при помощи Tagname Dictionary. На рисунке ниже показан процесс создания тегов и задания их свойств.

При вызове Tagname Dictionary открывается  словарь тегов InTouch. Вид окна словаря тегов показан на рисунке 2. Для того, чтобы отображался полный перечень свойств тегов нужно выбрать вид Details&Alarms (Подробности и Алармы) в верхней строке окна. Например, в окне на рисунке 2 показаны свойства тега fmet. Тег fmet (methanol flow) создан для обработки данных о расходе метанола на входе в испаритель. Тег включен в группу алармов «Evaporator». Разрешены запись значений и событий, ассоциированных с тегом – галочки Log Data и Log events. Задан тип тега I/O Real. Указаны диапазоны изменения значений тега и начальное значение. Для контроля значений данного тега применена сигнализация по 4 уровням.

На современных сталеплавильных печах ( не только мартеновских) количество устанавливаемых датчиков достигает сотни на одну печь. Количество печей в пролете цеха достигает 10-ти, количество пролетов в цеху до 10. Визуальный контроль показаний такого количества приборов «по месту» не возможен физически.  Кроме того, необходимо не только наблюдать процесс, но также и анализировать поступающие данные (выполнять первичную обработку информации), проверять значения технологических параметров на разных участках на соответствие номинальным, следить за динамикой развития этих параметров и выявлять развитие нештатных ситуаций. Современные компьютерные средства автоматизации позволяют решить все эти проблемы. Кроме того, их возможности часто превосходят потребности большинства производств, на которых они применяются.

Ниже поэтапно рассмотрен процесс создания подобного приложения в среде InTouch.

ГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

Приложения, разрабатываемые в SCADA-системах представляют из себя наборы взаимосвязанных динамических элементов.

Для открытия приложения в InTouch запустите файл InTouch.exe. Откроется окно Application Manager – рисунок 2. В списке имеющихся на компьютере приложений выберете MARTEN. Нажмите Enter или дважды кликните мышью.


Рисунок 2 – Application Manager

После этого запустится Window Maker – среда разработки и наладки приложений. WindowMaker является основным инструментом по созданию и редактированию приложений в InTouch.  Любой проект, созданный в InTouch, представляет собой набор окон (Window) с различными объектами и свойствами, в которых размещены объекты графики, тренды, кнопки и прочие элементы.

Создание графического интерфейса следует начинать со статических элементов. InTouch обладает такими средствами организации графических элементов, как распределение по слоям (до 10 в версии 9.5) и объединение графических элементов в ячейки. Ниже рассмотрено создание статических графических элементов с применением этих двух функций.

Для создания изображения трубопроводов и стен печи использовались объекты из стандартной библиотеки символов Symbol Factory. Объекты стандартной библиотеки символов представляют собой особый класс объектов InTouch, так как они относятся к объектам-мастерам. У этих объектов ограничены функции анимации, но присутствует собственный набор специфических функций.

Для доступа к библиотеке символов нужно открыть браузер мастеров. Для этого нужно нажать кнопку  Wizards… на панели инструментов. В появившемся окне Wizard Selection (выбор шаблона), нужно выбрать мастер Symbol Factory – см рисунок 3.

Рисунок 3 – Wizard Selection