Начало эволюции Евразийских древних цивилизаций, страница 5

Таким образом, горская цивилизация имела общие черты с кочевыми народами: миграция пастухов вместе со стадом, но специфика миграции – ограниченный ареал перегона скота; стационарные поселения семей кочевников делают их быт схожим с оседлыми народами, хотя масштабным земледелием горцы не могли заниматься ввиду существенной ограниченности земли в горах, пригодной для земледелия. Поэтому для них стали характерными занятия садоводством, земледелием и ремеслом.  Ограниченность земель привела к тому, что часть молодого поколения вынуждена была покидать свои поселения и уходить на заработки к оседлым народам или наниматься на военную службу.

 Античность

Мир античного Средиземноморья хорошо изучен, а его история –  документирована. Феномен античности связан с морем. Береговая линия Средиземного моря имеет множество бухт и гаваней, большое количество островов тоже способствовало созданию защищенных морем поселений. Мореходство в Средиземноморье начинает активно развиваться уже с 4 в. д.н.э. Причиной стали высокие издержки караванного транспорта – перевозить морем было дешевле[7].

Хозяйственная жизнь населения Средиземноморья

Природные условия позволяли заниматься кроме морской торговли и пиратства рыболовством, скотоводством, земледелием. В земледелии стало возможным разделение труда: в долинах выращивалось зерно, на каменистых склонах – оливки и виноград (средиземноморская триада: зерно, оливки, виноград). Это создало основу для развития межрегионального обмена. Торговля, как упоминалось, соседствовала с пиратством. Морские разбойники занимались грабежом, а затем продавали то, что награбили. Захват чужих территорий не привлекал разбойников, т.к. на их суденышках трудно было перевозить большие контингенты пеших и конных воинов.

У пиратов насилие децентрализовано, и их поведение соотносится с поведением «мобильного бандита»: одни придут – грабят, другие придут – отберут. В таких условиях оседлые народы научились откупаться от морских разбойников («людей моря»). Постепенно «народы моря» поняли, что оседлые народы – своеобразная курица, несущая золотые яйца, поэтому с ними выгоднее торговать, чем грабить.

Город как основа жизни в античности

Народы моря организовывали поселение, центром которого был укрепленный город (акрополь). Поселения были небольшими (5 тыс. человек считалось очень крупным поселением). Общинники сами управляли поселением и регулировали его жизнь. В условиях, когда крестьяне способны к самоорганизации, способны сами обеспечить порядок и самооборону, элита, специализирующаяся на насилии  становится ненужной. Верховная власть в городе принадлежала народному собранию, т.е. общине полноправных граждан. Полноправным гражданином считался тот, кто имел надел, участвовал в собраниях и защищал город. Тем самым античная цивилизация  преодолела  ключевую проблему аграрного государства – слабая совместимость аграрного труда и военного дела. В полисе крестьянин и воин оказались соединены. Город в античности – составная и естественная часть жизни крестьянина. Члены городской общины участвуют в боевых действиях и налогов не платят (налоги отождествляются с рабством), работают на своих наделах, а сообща – на нужды крепости, свои доходы пополняют за счет набегов.

В полисах укоренилось свое представление о правах граждан, о свободе[8], демократии, частной собственности. В полисе граждане не противостоят государству (власти), они и есть власть.

Особо следует сказать о земельной собственности в античных городах, которая не была обременена налогами и была существенным фактором, определяющим уровень благосостояния гражданина (поэтому распределение земли на подконтрольных территориях была непростая политическая задача завоевателей). Наделы крестьян находились в их частной собственности, но до тех пор, пока человек был гражданином города. Если по каким-либо причинам его лишали гражданства, он терял собственность. Частная собственность была обусловлена членством в городской общине (полисе).

Противоречия принципов античности с ростом могущества городов и ее упадок