Начало эволюции Евразийских древних цивилизаций, страница 4

            Кочевники и аграрные государства. Объектом добычи кочевников были не только животные и пастбища, но в не меньшей степени оседлые народы. Часто оседлые народы соглашались платить дань в обмен за  отказ кочевников от набегов.  Зачастую дань представлялась в виде подарков[5].

Еще одним способом взаимодействия кочевников и оседлых были нашествия, которые включали разгром армий, городов, сокращение населений, существующих элит, разрушение сложившегося механизма изъятий, который, как мы помним, предотвращал разорение крестьян. Однако завоеватели, чтобы  придать стабильность своей власти, вынуждены были восстановить систему изъятий прибавочного продукта по принципу «оседлого бандита». Но если завоеватели продолжали относиться к оседлому населению как к охотничьему трофею, их господство оказывалось недолгим из-за полного опустошения некогда плодоносящих пашен.

Однако кочевники не могли игнорировать пусть неизвестные для себя, но важные для оседлых сообществ правила их жизни, связанные с необходимостью изъятий прибавочного продукта. Следовать этим правилам кочевникам было непросто. И с этим связаны две возможные тенденции развития после завоеваний, ибо завоевателям теперь нужно управлять крестьянской массой, превосходившей их численно. Первая возможность связана с тем, что вождь завоевателей стремился воссоздать иерархию власти аграрного общества. Однако его сподвижники этому сопротивлялись, поскольку традиционным для них является слабая стратификация общества, и они предпочитали сохранить элементы военной демократии. Если вождю удавалось выстроить вертикаль власти, то возникала централизованная империя, а кочевая элита получала набор привилегий. Если удавалось сохранить элементы военной демократии, то реализовалась вторая возможность и  формировался феодальный режим с характерной для него системой децентрализованного изъятий прибавочного продукта и организацией насилия. Свои институты в чистом виде кочевникам сохранить не удалось.

Таким образом, сообщество кочевников, не накапливающее имущество и обладающее мобильностью, не могло служить источником изъятий прибавочного продукта. Оно не было стратифицировано, но имело социальную структуру, основанную на военном потенциале кланов. Кочевники внесли большой вклад в развитие торговли между народами востока и запада. Однако, если не хватало собственных ресурсов для жизни сообщества, кочевники совершали набеги и нашествия на оседлые народы. Успешные нашествия меняли кочевую жизнь до неузнаваемости: основных вариантов было два – устанавливалось централизованное государство или создавалась феодальная раздробленность.

Специфика горских цивилизаций

Горское население вело полукочевой образ жизни в предгорьях и горной местности. Они сочетали яйлажное[6] скотоводство с ограниченным земледелием. По пастбищам кочеваля пастухи, все остальные жили в горных селениях. У горцев нет четкой социальной иерархии, свойственной оседлому аграрному обществу. Потому что у горца особо нечего взять, т.к. он не накапливает вещественного  богатства, оно заключено для него в кочующих стадах скота, поэтому не возникает специализирующегося на насилии меньшинства. Горцы подчинялись добровольно тому, кто способен возглавить сезонную миграцию, обеспечить сохранность скота, организовать взаимодействие людей, организовать набеги на соседей. Такого «начальника» горцы выбирали. Он кормился со своего стада и получал дары, но не имел право собирать с соплеменников налоги.

Горские поселения защищены рельефом и малоуязвимы. Замкнутый в горах образ жизни привел к полиэтничности горского поселения, что затрудняло  объединение племен для масштабных завоеваний. И уделом горцев оставались лишь набеги. Специфика жизни привела к тому, что каждый мужчина был воином и охотником.

Собственность горцев сводилась к индивидуальному жилищу и хозяйской утвари в местах поселения и индивидуальному стаду, которое кочевало с общинным стадом.

К горской цивилизации следует отнести племена, обитавшие в Швейцарии, Шотландии, Черногории, Чечне, высокогорном Афганистане и др.