Начало эволюции Евразийских древних цивилизаций, страница 3

Известно, что с падением Западной Римской империи в V в. произошло ослабление власти на огромной территории Европейского континента. Вскоре к этому добавились набеги викингов, венгров, сарацин, норманнов (период Великого переселения народов VI-VIII вв.). Хаос и постоянные военные угрозы создали  потребность земледельца в защите – встать под покровительство сильного. Крестьянину трудно совмещать функции аграрного производителя и воина. Поэтому распространенной практикой стал обмен части урожая, части общинных свобод на защиту господина. И так в каждой общине, местности складываются отношения господин-слуга – существенная характеристика будущей феодальной системы. Если добровольный обмен части прав и урожая на защиту не обеспечивал господину необходимый ему объем изъятий,  он прибегал к насилию. Таким образом, постепенно и в Европе складывалась практика принудительного изъятия прибавочного продукта, но что важно – децентрализованного принуждения, что явилось характерной чертой формировавшегося в Европе в VII-X вв. феодального типа хозяйства.

Надо сказать, что децентрализация насилия при изъятиях прибавочного продукта долгое время не позволяла создать в Европе устойчивое и сильное государство. Достаточно напомнить об относительно коротком времени существования империй Меровингов (481-750 гг.), Каролингов (751-814 гг.). Поэтому уделом Европы долгое время оставалась феодальная раздробленность. Причины слабости хозяйственных систем лежали в ресурсных ограничениях системы, построенной на децентрализации насилия: не хватало золота и драгоценностей, феодальная армия плохо приспособлена к длительному ведению войн, поскольку состояла из ополчения. Поэтому не случайно феодальная Европа страдала от грабежей, разорения земель чужаками. Однако принцип децентрализации хозяйственной жизни имел и свои позитивные стороны, с которыми мы познакомимся в следующей главе.

Таким образом, получается, что хозяйственно-политическая система, возникшая в центральной и северной Европе, имеет в определенном смысле противоположные аграрным государствам черты в силу децентрализации изъятий:

·  относительно слабое территориально разобщенное меньшинство, защищающее общинников в обмен на часть их свобод и материальных ресурсов;

·  общество слабо стратифицировано;

·  отсутствует аппарат для осуществления изъятий.

Кочевники

Степное кочевое скотоводство оказало существенное влияние на жизнь Евразии в последние  3 тыс. лет. Благодаря кочевникам на этой огромной территории шел медленный обмен товарами, технологиями, инновациями, шел обмен институтами.

            Кочевники и оседлые имели одни хозяйственные корни. Потребность в белках животного происхождения заставила людей приручить некоторых видов животных, что стало началом отказа от присваивающего хозяйства. Первоначально не было четкой границы между оседлыми и кочевниками, поскольку и те и другие использовали подсечно-огневое земледелие и выпас животных, медленно мигрируя. Массовое разведение животных в азиатских степях и предгорьях началось в первые столетия 1-го тыс. н.э.

            Хозяйственная жизнь кочевников и социальное устройство общества

            Кочевники круглый год передвигались по степи. Каждый мужчина – воин,  навыки воина и охотника близки. Близки и навыки, необходимые для организации миграции. С точки зрения хозяйственных отношений миграция не способствует накоплению имущества. Поэтому у степняков нельзя изъять сколько-нибудь большой объем прибавочного продукта. Это препятствует образованию стратифицированного общества. Тем не менее потребности миграции, охоты и ведения войны создают иерархию власти. В основе иерархии – не размер имущества, а авторитет, умение организовать миграцию, набеги, хотя имущественное неравенство существует – размер стада члена сообщества. Однако кочевники не делятся на уплачивающих подати и привилегированное меньшинство, специализирующееся на насилии, – воины-кочевники налогов не платят.

            Вместе с тем у кочевников есть господствующие и подчиненные, которые принадлежат разным кланам (тейпам, джузам). Иерархия кланов основана на военной мощи – как много  в клане мужчин – а не на происхождении.

Кочевники и торговля. У кочевников торговля – составная часть жизни, в то время как для оседлого земледельца ее трудно совместить с основной деятельностью. Известна роль Великого шелкового пути в обмене товарами и культурой между Китаем и Средиземноморьем; арабская караванная дорога с 1 тыс. н.э. связала Индию с Ближним Востоком и Европой. По-видимому, не случайно ислам благосклонно относится к торговле, эта  религия тесно связана с бытом скотоводов-кочевников.